|
Варламова, Мария Николаевна Институт философии Российской академии наук
Одушевление эмбриона в комментарии Иоанна Филопона на «О душе» Аристотеля
|
|
Keywords:
Филопон, душа, жизнь, организм, семя, эмбриогенез, природа
|
Один из важных вопросов, который рассматривает Иоанн Филопон в комментарии на трактат Аристотеля «О душе», - это вопрос о душе как причине жизни, который связан с представлением о связи частей души с одушевленным телом. В этом контексте рассматриваются не только три части души: растительная, неразумная и разумная, и их связь с телом, но и возникновение и одушевление нового живого тела - эмбриона. В комментарии на «О душе» Филопон обсуждает, в каком случае тело может быть названо живым, предлагает ряд аргументов, касающихся жизни эмбриона в утробе, а также связывает поэтапное одушевление возникающего животного с собственным представлением о соотношении частной и общей природы и о порождающей способности природы. Именно природные логосы, которые содержатся в семени, становятся формальной причиной развития органического тела и отвечают также за формирование способностей растительной души в эмбрионе. Животную же душу плод получает после рождения извне, то есть из общей природы целого, иными словами из универсума. В статье проанализированы аргументы Филопона об одушевлении эмбриона в общем контексте его учения о душе и природе на материале комментариев на «О душе» и на «Физику» Аристотеля.
|
|
|
|
|
|
|