«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 13 (2020 / 2)

1. Платон и платоноведение

Светлов Р. В., Протопопова И. А.

Исследование Платоновского наследия в России: история, современность, перспективы

11–55

 203 KB

Волкова Н. П.

Аристотелевская интерпретация тезиса Протагора и «Теэтет» Платона

56–68

 109 KB

Шевцов К. П.

Человек золотого века: Сократ в диалогах Платона

69–91

 124 KB

Галанин Р. Б.

Риторическое измерение диалога «Лисид»

92–112

 143 KB

Курдыбайло Д. С., Кузютин Д. В.

Кто победил в состязании платоновского «Пира»?

113–137

 438 KB

2. Рецепции платонизма

Серёгин А. В.

Максим Тирский о парадоксах несправедливости (Diss. 12.2-5), или как античные перфекционисты понимали социальную мораль

138–156

 136 KB

Варламова М. Н.

Одушевление эмбриона в комментарии Иоанна Филопона на «О душе» Аристотеля

157–173

 121 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II)

174–208

 192 KB

Золотухина А. И.

Платон во французских риториках xvii века: образец для подражания и вдохновитель обновления

209–230

 153 KB

Протопопов И. А.

Бессмертие души и возможность его теоретического доказательства: Кант и Платон

231–250

 117 KB

Пчелов Е. В.

Платон и пантеон античной науки и философии на Луне

251–257

 72 KB

3. Платон и психоанализ

Напреенко Г. В.

Чего в любви знать невозможно?

258–265

 79 KB

Хахалова А. А.

В поисках иного тела логоса: «Похвала Елене» Горгия

266–284

 127 KB

4. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Дамаский в Афинах: избранные фрагменты его «Философской истории»

285–317

 185 KB

Соколов П. В.

«Трактат о сперме и семени» Аверроэса: эпитома арабской перипатетической эмбриологии xii века

318–333

 140 KB

Гараджа А. В.

Максим Тирский о сократической любви (Or. 18-19)

334–353

 142 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

Дом восходящей философии. Рецензия на книгу: Paul Kalligas, Chloe Balla, Effie Baziotopoulou-Valavani, Vassilis Karasmanis (eds.), Plato’s Academy: Its Workings and Its History. Cambridge University Press, 2020

354–362

 98 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Ноговицин, Олег Николаевич
Социологический институт Российской академии наук - филиал ФНИСЦ РАН

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II)

Keywords: антропологическая парадигма, доказательство посредством παράδειγμα, Леонтий Византийский, христология
В статье предложена развернутая интерпретация трактата Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и показано, что почти весь текст трактата представляет собой демонстрацию антропологической парадигмы, т.е. доказательство на примере двусоставной природы каждого человека, включающей душу и тело, двусоставности ипостаси Христа, включающей в качестве своих частей божество и человечество, в контексте догматической полемики с монофизитами (последователями Севира Антиохийского) и несторианами. Интерпретация построена на основе применения парадигматического метода, характерного для школ неоплатонической комментаторской традиции, к тексту трактата. Для этого с опорой на релевантные тексты Аристотеля и сохранившиеся тексты неоплатонических комментариев (Аммония Александрийского, Иоанна Филопона, Давида) дан комплексный анализ логической структуры и риторического контекста функционирования доказательства посредством παράδειγμα (примера). Продемонстрировано, что Леонтий Византийский, вероятнее всего, непосредственно ориентировался на эту модель доказательства и строил свою критику оппонентов исходя из основных принципов его экспликации. В связи с этим показано, что Леонтий строго в соответствии с характером парадигматического метода, предполагающего частный характер всех логических элементов, составляющих малый крайний термин (πρωτότυπον Христа) и пример (παράδειγμα человека) в доказательстве посредством παράδειγμα, рассматривает части в ипостаси каждого человека (душу и тело) и в ипостаси Христа (Слово и человека) в качестве частных, индивидуальных природ. Коль скоро в исследовательской литературе последних десятилетий, посвященной трактату Contra Nestorianos et Eutychianos, до сих пор не установился научный консенсус относительно того, понимать ли божество и человечество во Христе в данном тексте как общую или как частную природы, представленная в статье интерпретация предоставляет весомые аргументы в пользу второй позиции.
 
 
Назад к оглавлению