Статья рассматривает похвалу логосу в тексте Горгия, в котором Елена Прекрасная и ее история оказываются прошивающей строчкой. Тело Елены становится символом материи слова - телом логоса, указывая на феминную функцию логоса, которая заключается в диалектике приятия и дара, что подкрепляется интерпретацией хоры как материнской фигуры. Через идею чистой инаковости, симуляции, которая характеризует софистический логос, получает свое концептуальное наполнение идея атопичности и асоматичности Сократа, который предстает в беседах-писаниях Платона как психоаналитик, чей голос нем. Тема интерсубъективности представлена через концепцию любви-видения и с помощью идеи познания через другого (иное). Выстраивается ряд аватаров иного - софист, письмо, хора, Елена, Тот, - через которые проводится тема сущности беcсущностного. То, что характеризует речь в тексте Горгия, можно отнести и к письму, а сам логос можно понимать как запись знака в другом. Иное, как и хора, упреждает тождественное самому себе сущее, поскольку операция различения между элементами сущего, которая содержится в идее иного, поддерживает логичность (логосность) логоса. Письмо, как и живопись и скульптура, оказывается визуальным искусством, будучи тем, что по-казывает то, что сказывается в логосе. Визуальное восприятие в обсуждаемом тексте естественным образом связано с телесным опытом, поскольку увиденное оставляет след в душе, доставляет удовольствие глазу и является условием возникновения желания как приходящего извне.
|