«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 15 (2021 / 2)

1. Платон и платоноведение

Тримбл У.

Walker Trimble

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Livers and Mirrors: Physiology, Cosmology, and Ritual in Plato’s Timaeus

11–40

 187 KB

2. Рецепции платонизма

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии

41–73

 173 KB

Курдыбайло Д. С., Тантлевский И. Р.

Dmitry Kurdybaylo, Igor Tantlevskij

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Late Neoplatonic Criticism of Ancient Sceptic Philosophy

74–89

 124 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

90–109

 124 KB

Шуман А. Н.

Andrew Schumann

Платон и буддизм Чистой Земли

Plato and Pure Land Buddhism

110–141

 821 KB

Тантлевский И. Р.

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

142–157

 135 KB

Гончарко О. Ю., Елоева Ф. А., Романенко Ю. М.

От Парменида до М. Карагациса: движение (κίνησις) и покой (ἀκινησία)в истории греческой мысли

158–190

 172 KB

Хахалова А. А.

Особенности интерперсональной интенциональности в «Похвале Елене» Горгия

191–210

 132 KB

Косякова В. А.

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

211–227

 7 MB

3. Переводы и публикации

Галанин Р. Б.

Фрагмент сатировской драмы «Сизиф» (перевод и комментарии)

228–240

 121 KB

Гараджа А. В.

Исидор Севильский. Этимологии Ⅻ: О животных (перевод и комментарии)

241–330

 522 KB

4. Хроника

Вольф М. Н., Афонасин Е. В.

Новосибирское антиковедение: страницы истории, исследовательские подходы и перспективы

331–349

 115 KB

5. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон и Гуссерль

350–357

 84 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Тантлевский, Игорь Романович
Санкт-Петербургский государственный университет

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

Keywords: теология, космогония, Цицерон, Секст Эмпирик, Антисфен, Ксенофан Колофонский, стоики, Спиноза, понятие Deus sive Natura
В первом разделе статьи рассматриваются предположения о происхождении понятия Спинозы Deus, sive Natura ‘Бог, или Природа’ под влиянием средневековых еврейских источников. В частности, Моше Идель усматривает здесь прямое влияние одинаковой гематрии (86) терминов ʾĔlōhîm ‘Бог’ и haṭ-ṭeḇaʿ ‘природа’ (по корню ‘отпечаток’), что доктринально адаптировалось и обыгрывалось в концепциях ряда еврейских каббалистов. Обобщенный образ «природы» / «мироздания» как «отпечатка» ( haṭ-ṭeḇaʿ), «отпечатанного» ʾĔlōhîm ,т.е. «Богом», использовался в ряде средневековых еврейских креационистскихи эманационно-эмерджентных концепциях для того, чтобы избежать отождествления Творца и Его творения («Печать» не тождественна своему «отпечатку»), однако он принципиально несовместим с монистическо-панентеистической доктриной Спинозы. Второй раздел посвящен рассмотрению фрагментов из античных источников, зафиксированных в Thesaurus Ciceronianus (издание 1613 года было в библиотеке Спинозы) и Adversus Mathematicos Секста Эмпирика (издание 1621 года с латинским переводом получило широчайшее распространение), в которых deus ‘Бог’ и natura ‘природа’ (также mundus ‘мироздание’) прямо отождествляются; эти фрагменты, на взгляд автора, напрямую могли повлиять на становление понятия Deus, sive Natura у Спинозы. В Thesaurus Ciceronianus автором выявляются и анализируются релевантные пассажи в статьях Deus (coll.519-523), Natura (coll. 1142-1146) и Xenophanes (col. 1898); рассматривается также фрагмент Adversus Mathematicos 9.85.
 
 
Назад к оглавлению