«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 15 (2021 / 2)

1. Платон и платоноведение

Тримбл У.

Walker Trimble

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Livers and Mirrors: Physiology, Cosmology, and Ritual in Plato’s Timaeus

11–40

 187 KB

2. Рецепции платонизма

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии

41–73

 173 KB

Курдыбайло Д. С., Тантлевский И. Р.

Dmitry Kurdybaylo, Igor Tantlevskij

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Late Neoplatonic Criticism of Ancient Sceptic Philosophy

74–89

 124 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

90–109

 124 KB

Шуман А. Н.

Andrew Schumann

Платон и буддизм Чистой Земли

Plato and Pure Land Buddhism

110–141

 821 KB

Тантлевский И. Р.

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

142–157

 135 KB

Гончарко О. Ю., Елоева Ф. А., Романенко Ю. М.

От Парменида до М. Карагациса: движение (κίνησις) и покой (ἀκινησία)в истории греческой мысли

158–190

 172 KB

Хахалова А. А.

Особенности интерперсональной интенциональности в «Похвале Елене» Горгия

191–210

 132 KB

Косякова В. А.

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

211–227

 7 MB

3. Переводы и публикации

Галанин Р. Б.

Фрагмент сатировской драмы «Сизиф» (перевод и комментарии)

228–240

 121 KB

Гараджа А. В.

Исидор Севильский. Этимологии Ⅻ: О животных (перевод и комментарии)

241–330

 522 KB

4. Хроника

Вольф М. Н., Афонасин Е. В.

Новосибирское антиковедение: страницы истории, исследовательские подходы и перспективы

331–349

 115 KB

5. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон и Гуссерль

350–357

 84 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

Платон и Гуссерль

Keywords: Платон, Гуссерль, эйдос, анамнесис, феноменология, трансцендентализм
В статье Алана Кима рассматривается особый феноменологический платонизм Гуссерля. Это достаточно новаторская область сравнительной истории философии, что не в последнюю очередь обусловлено критикой Гуссерлем «наивного платонизма», трактующего Платона в духе «метафизического дуализма». Однако Ким с полным основанием сопоставляет Гуссерля с Платоном, поскольку Гуссерль прочитывает Платона совсем иначе и даже прямо называет себя платоником. Он приписывает Платону идеал науки о науке и, считая таковой феноменологию, полагает, что платоновская теория идей как раз этот идеал и реализует. Ким показывает, как феноменологический платонизм Гуссерля проявляется в курсе лекций «Вещь и пространство» (1907) и в книге «Опыт и суждение» (1939). Впечатляющее сходство демонстрирует сопоставление феноменологического метода с анамнесисом из «Федона» и с мифом о пещере из «Государства». И Гуссерль, и Платон заключают естественную установку в скобки и восходят к миру эйдосов как априорным условиям сознания. Эйдос раскрывает себя как образец, по отношению к которому его чувственные воплощения выглядят дефектными, т.е. просто тенями. В заключение Ким фиксирует ключевое понимание Гуссерлем эйдосов как правил (Wesensgesetze). Точнее, эйдос - это (единственное) универсальное правило, F, для создания неопределенного множества конкретных индивидуальных f, будь то эмпирических или воображаемых. Таким образом, «платонизм» Гуссерля оперирует функциональной интерпретацией эйдоса, а это вид генетического идеализма, связанный с Лотце и неокантианцем Наторпом. Для всех троих - Лотце, Наторпа и Гуссерля - Платон не был платоником в обычном метафизическом смысле, и Гуссерль прочитывал его как трансцендентального феноменолога.
 
 
Назад к оглавлению