«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 15 (2021 / 2)

1. Платон и платоноведение

Тримбл У.

Walker Trimble

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Livers and Mirrors: Physiology, Cosmology, and Ritual in Plato’s Timaeus

11–40

 187 KB

2. Рецепции платонизма

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Беседа с ничто: апофатический дискурс в античной философии

41–73

 173 KB

Курдыбайло Д. С., Тантлевский И. Р.

Dmitry Kurdybaylo, Igor Tantlevskij

О критике скептической философии в позднем неоплатонизме

Late Neoplatonic Criticism of Ancient Sceptic Philosophy

74–89

 124 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

Феномен веротерпимости императора Флавия Клавдия Юлиана: философско-теологические основания

90–109

 124 KB

Шуман А. Н.

Andrew Schumann

Платон и буддизм Чистой Земли

Plato and Pure Land Buddhism

110–141

 821 KB

Тантлевский И. Р.

К вопросу о вероятных античных источниках понятия Deus, sive Natura у Спинозы

142–157

 135 KB

Гончарко О. Ю., Елоева Ф. А., Романенко Ю. М.

От Парменида до М. Карагациса: движение (κίνησις) и покой (ἀκινησία)в истории греческой мысли

158–190

 172 KB

Хахалова А. А.

Особенности интерперсональной интенциональности в «Похвале Елене» Горгия

191–210

 132 KB

Косякова В. А.

Между хорео- и демономанией cвятого Антония Иеронима Босха

211–227

 7 MB

3. Переводы и публикации

Галанин Р. Б.

Фрагмент сатировской драмы «Сизиф» (перевод и комментарии)

228–240

 121 KB

Гараджа А. В.

Исидор Севильский. Этимологии Ⅻ: О животных (перевод и комментарии)

241–330

 522 KB

4. Хроника

Вольф М. Н., Афонасин Е. В.

Новосибирское антиковедение: страницы истории, исследовательские подходы и перспективы

331–349

 115 KB

5. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон и Гуссерль

350–357

 84 KB
 
 
Аннотация статьи Следующая статья

Тримбл, Уолкер
Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена

Печень и зеркала: физиология, космология и ритуал в платоновском «Тимее»

Keywords: Платон, печень, гуморы, гаруспиция, сальник
Диалог Платона «Тимей» считается одним из самых влиятельных античных текстов, посвященных космологии. Однако как сочинение по естественной философии и особенно как трактат по анатомии и физиологии человека его часто воспринимали с насмешкой. Единственное, что готовы признать современные комментаторы, - это что платоновские описания человека и частей его тела «в высшей степени ироничны» или служат «моральными аллегориями». В данной статье мы покажем, что особенно странный отрывок о функции и роли печени как «зеркала» нижней части души (70-72) не только серьезен, но даже является неотъемлемой частью системы в целом. Для этого, однако, потребуется изучение доктрины о четырех гуморах, упомянутых в тексте, и культуры ритуальных жертвоприношений и гаданий в древнем мире. Они раскрывают три уровня смысла, которые вписываются в более широкую космологию «Тимея»: политический, медицинский и ритуальный. Поскольку это культурологическое, а не просто литературное и философское исследование, мы будем опираться на широкий круг источников и придем к заключению, что «Тимей» обращает нас к телесному дуализму, который ближе к современной нейробиологии, чем можно было бы ожидать от сочинения о сферах, танцующих звездах и космических отражениях.
 
 
Назад к оглавлению