«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 16 (2022 / 1)

1. Платон и платоноведение

Алексеева А. А.

Механизм медиальности в диалоге «Парменид»: фундаментальная схема онтологии и методологии Платона

11–21

 83 KB

Протопопова И. А.

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

22–40

 125 KB

Тихонов А. В.

Платон против богохульства: что следует знать о божественном

41–55

 106 KB

Ельченко П. Г.

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

56–75

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Савельева М. Ю.

Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)

76–97

 131 KB

Колесников И. Д.

Две версии логической структуры поступка в стоицизме

98–117

 130 KB

Степанова А. С.

Идеи Платона как мысли бога: генезис мысленного конструкта от стоиков к Антиоху Аскалонскому

118–130

 99 KB

Щукин Т. А.

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

131–160

 186 KB

Осминская Н. А.

Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница

161–205

 245 KB

Марков А. В.

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

206–225

 124 KB

3. Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

226–245

 118 KB

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 2: Имяславие, исихазм, паламизм в его «Имяславии»(и в «Очерках античного символизма и мифологии»)

246–265

 133 KB

Гравин А. А.

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

266–285

 126 KB

Каяниди Л. Г.

Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»

286–330

 481 KB

4. Платоническая традиция и визуальность

Косякова В. А.

Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья

331–346

 5 MB

Харман Д. Д., Конев А. Н.

Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»

347–382

 6 MB

5. Переводы и публикации

Шмараков Р. Л.

Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)

383–412

 200 KB

Гараджа А. В.

Хрестоматия по грамматике Прокла (Phot. Bibl. 239) (перевод и комментарии)

413–430

 165 KB

6. Рецензии

Мочалова И. Н.

Платонизм в Афинах: от Академии Платона к школам Прокла и Дамаския

431–439

 97 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Петрова, Любовь Алексеевна
Социологический институт Российской академии наук - филиала ФНИСЦ РАН

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

Keywords: Булгаков, Имя Божие, божественная энергия, имяславие, паламизм
В статье рассматривается вопрос понимания С.Н. Булгаковым божественной энергии в ее отношении к Имени Божьему, а также прослеживается связь его общих воззрений на природу языка и слова с имяславской проблематикой. Показано, что согласно Булгакову Имя Божие является энергией Божией, но только в значении собственного, а не нарицательного имени. Булгаков устанавливает, что всякое имя имеет природу сказуемого, а значит, всякое имя по своему существу предикативно и нарицательно. Но вместе с тем всякое имя одновременно может быть и собственным, но уже не в границах языка как такового, а в качестве некоторой мистической интенции, заложенной в особенной отнесенности имени к его носителю. Актуализация указанной отнесенности к носителю зависит не от самого имени, поскольку в качестве слов языка все имена являются нарицательными, а от способа употребления имени в речи (например, в модальности молитвы). Также показано, что паламитская онтологическая пара сущности и энергии в философии языка Булгакова оказывается задействована на всех уровнях: от самого обыкновенного имени существительного до имени Божьего. Это связано с установкой Булгакова на интерпретацию языкане как исключительно гносеологической, но и как онтологической реальности, которая смещает акцент с энергии слова на энергию самой вещи. Понятие энергии у Булгакова начинает функционировать не столько как концепт, выражающий природу языка, сколько как репрезентация способа бытия самих вещей. В слове проявляется энергия потаенной сущности вещи, недостижимое ноуменальное отрывает себя в феноменальности языка. Подобно тому, как в паламизме исходным «атомом бытия» выступает сущность и энергия, раскрывающая непознаваемую сущность, так и в умозрении о. Сергия энергия представляется субстанцией в действии, действительным откровением сущности в слове.
 
 
Назад к оглавлению