«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 16 (2022 / 1)

1. Платон и платоноведение

Алексеева А. А.

Механизм медиальности в диалоге «Парменид»: фундаментальная схема онтологии и методологии Платона

11–21

 83 KB

Протопопова И. А.

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

22–40

 125 KB

Тихонов А. В.

Платон против богохульства: что следует знать о божественном

41–55

 106 KB

Ельченко П. Г.

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

56–75

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Савельева М. Ю.

Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)

76–97

 131 KB

Колесников И. Д.

Две версии логической структуры поступка в стоицизме

98–117

 130 KB

Степанова А. С.

Идеи Платона как мысли бога: генезис мысленного конструкта от стоиков к Антиоху Аскалонскому

118–130

 99 KB

Щукин Т. А.

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

131–160

 186 KB

Осминская Н. А.

Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница

161–205

 245 KB

Марков А. В.

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

206–225

 124 KB

3. Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

226–245

 118 KB

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 2: Имяславие, исихазм, паламизм в его «Имяславии»(и в «Очерках античного символизма и мифологии»)

246–265

 133 KB

Гравин А. А.

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

266–285

 126 KB

Каяниди Л. Г.

Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»

286–330

 481 KB

4. Платоническая традиция и визуальность

Косякова В. А.

Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья

331–346

 5 MB

Харман Д. Д., Конев А. Н.

Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»

347–382

 6 MB

5. Переводы и публикации

Шмараков Р. Л.

Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)

383–412

 200 KB

Гараджа А. В.

Хрестоматия по грамматике Прокла (Phot. Bibl. 239) (перевод и комментарии)

413–430

 165 KB

6. Рецензии

Мочалова И. Н.

Платонизм в Афинах: от Академии Платона к школам Прокла и Дамаския

431–439

 97 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Марков, Александр Викторович
ФГБОУ ВО «Российский государственный гуманитарный университет»

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

Keywords: Элитис, Плотин, философия творчества, мистика света
Ведущий греческий поэт двадцатого века Одиссеас Элитис часто обращался к Платону и Плотину как философам того единства, в котором он видел принцип греческой диалектики творчества, где творческое решение всегда имеет преимущество над жанром и способом критического высказывания. В данной статье доказывается, что на самом деле проект Элитиса вписывается в ту критику корреляции труда и произведения, которая и обосновывала творческие новации как «отказ трудиться», как форму созерцания. Показано, что эта критика могла быть мотивирована как марксизом, так и отказом от марксистских моделей, например, в философии творчества и литературной публицистике русской эмиграции, где корреляция критиковалась как начало культурного упадка. Антикорреляционизм настаивает на том, что в культуре коррелируют единство и непостижимость, но не как реальности, а как векторы движения к совершенству, так что наш несовершенный опыт единства представляет собой столкновение с вещами как чем-то удивительным, с неким несовершенным непостижимым. Элитис, создававший культурный миф о единстве греческой цивилизации на протяжении всей истории, также рассматривал свет, о котором говорил Плотин, антикорреляционистски: не как источник творческих или этических решений, но как область удивления, познания и действия. Поэтому свет Плотина для него представляет собой наиболее совершенную из вещей, неупорядоченность которых и позволяет Элитису обосновать свою эстетику как программу восторженного упорядочивания вещей, включая непостижимые. Его интерпретация Плотина принципиально не принимает во внимание иерархические моменты системы этого философа, но акцентирует гносеологический статус света.
 
 
Назад к оглавлению