«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 17 (2022 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

Платон и Декарт: «радикальное сомнение»

11–27

 117 KB

Галанин Р. Б.

Теология Сократа: бог Эрот

28–50

 145 KB

Щербаков Ф. Б.

Второй поворот Линкеева ока: пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы

51–76

 147 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Нарратив пророчеств в период Сионской Церкви в контексте иудео-христианской эсхатологии

77–88

 96 KB

Курдыбайло Д. С.

Dmitry Kurdybaylo

Прокл о неделимом и непрерывном: аристотелевская физика и платоновская теология

Proclus on Indivisible and Continuous: Aristotelian Physics vs. Platonic Theology

89–100

 105 KB

Гурьянов И. Г.

Медико-антропологические представления Никифора Григоры в свете его натурфилософии и морально-богословских посланий

101–125

 161 KB

Федоров Д. А., Колмакова М. В., Андерсон О. Н.

Архив Андрея Николаевича Егунова

126–136

 89 KB

Платонизм в русской философии

Гравина И. В.

Единое Лосева - многое Делеза: к вопросу онтологического различия

137–152

 105 KB

Мирошниченко Е. И.

Проблема антиплатонических мотивов в творчестве Павла Флоренского

153–177

 133 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Абу Мухаммад Абдаллах Ибн Рушд. О том, соединяется ли активный интеллект с материальным, когда тот облачен в тело (перевод и комментарии)

178–198

 161 KB

Светлов Р. В., Минак В. С.

А.Н. Егунов как переводчик Платона

199–218

 125 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 1)

219–259

 213 KB

Иванов В. Л.

Николай Бонет. Метафизика 3.1-7 (перевод и комментарии)

260–290

 168 KB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 1-23 (перевод и комментарии)

291–320

 199 KB

Хроника и рецензии

Гурьянов И. Г., Исмиева В. М., Мочалова И. Н., Протопопова И. А.

Платоновское сообщество в России: хроника событий (Санкт-Петербург - Москва, 2022 год)

321–346

 140 KB

Волкова Н. П.

«Тимей» Платона (рецензия на книгу)

347–359

 112 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Щербаков, Федор Борисович
Санкт-Петербургский Горный Университет

Второй поворот Линкеева ока: пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы

Keywords: античная философская аллегореза, феноменология иносказательного толкования, Фрейденберг, герменевтон, герменевма, анкистрон
В статье предлагается новый, феноменологический подход к изучению истории античной философской аллегорезы, который нацелен, прежде всего, на анализ тех интенциональных переживаний, которые испытывает толкователь (а также читатель его произведений) при иносказательном понимании древних мифов. Обосновывается позиция, что при сохранении «естественной установки» сознания в отношении к древним мифологическим сюжетам и их интерпретациям невозможно решить многие важные вопросы изучения античной философской герменевтики. Эту установку следует заменить «феноменологической», которая должна способствовать тщательной дескрипции соответствующих актов сознания и выявлению их априорно-сущностных закономерностей. Среди наиболее важных результатов работы выделяются следующие. 1) Ввод таких базовых понятий, как «герменевтон» (букв. «то, что можно истолковать») и «герменевма» (букв. «истолкованное»), а также «анкистрон» (букв. «крючок») - некий мельчайший предикат, входящий в «фоновый» семантический ореол как герменевтона, так и герменевмы, который может быть актуализирован толкователем и ассоциирован с другим схожим анкистроном для проведения процедуры аллегорического замещения. 2) Необходимость различать процедуру прото- или квазиаллегорезы от аллегорезы «классического» типа: первая основана на модификации представленности герменевтонно-ноэматического ядра сознанию - в виде мифологической метафоры, вторая же - на замещении одного ноэматического ядра (герменевтонного) другим (герменевматическим). 3) Аллегорическая интерпретация именно как комплекс интенциональных актов всегда проходила в горизонте античного «жизненного мира», который мог схватываться толкователем опять же в двух модальностях: образно или понятийно. В одном случае аллегореза становилась максимально формализованной и почти лишенной былой мифологической семантики (как понятие в «понятийном» горизонте мира), в другом она была вплетена в ту или иную метафорическую модель Космоса, и мифологическая семантика переходила в эмоционально-риторический «фон» толкования (понятие в «образно-метафорическом» горизонте).
 
 
Назад к оглавлению