«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 17 (2022 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

Платон и Декарт: «радикальное сомнение»

11–27

 117 KB

Галанин Р. Б.

Теология Сократа: бог Эрот

28–50

 145 KB

Щербаков Ф. Б.

Второй поворот Линкеева ока: пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы

51–76

 147 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Нарратив пророчеств в период Сионской Церкви в контексте иудео-христианской эсхатологии

77–88

 96 KB

Курдыбайло Д. С.

Dmitry Kurdybaylo

Прокл о неделимом и непрерывном: аристотелевская физика и платоновская теология

Proclus on Indivisible and Continuous: Aristotelian Physics vs. Platonic Theology

89–100

 105 KB

Гурьянов И. Г.

Медико-антропологические представления Никифора Григоры в свете его натурфилософии и морально-богословских посланий

101–125

 161 KB

Федоров Д. А., Колмакова М. В., Андерсон О. Н.

Архив Андрея Николаевича Егунова

126–136

 89 KB

Платонизм в русской философии

Гравина И. В.

Единое Лосева - многое Делеза: к вопросу онтологического различия

137–152

 105 KB

Мирошниченко Е. И.

Проблема антиплатонических мотивов в творчестве Павла Флоренского

153–177

 133 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Абу Мухаммад Абдаллах Ибн Рушд. О том, соединяется ли активный интеллект с материальным, когда тот облачен в тело (перевод и комментарии)

178–198

 161 KB

Светлов Р. В., Минак В. С.

А.Н. Егунов как переводчик Платона

199–218

 125 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 1)

219–259

 213 KB

Иванов В. Л.

Николай Бонет. Метафизика 3.1-7 (перевод и комментарии)

260–290

 168 KB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 1-23 (перевод и комментарии)

291–320

 199 KB

Хроника и рецензии

Гурьянов И. Г., Исмиева В. М., Мочалова И. Н., Протопопова И. А.

Платоновское сообщество в России: хроника событий (Санкт-Петербург - Москва, 2022 год)

321–346

 140 KB

Волкова Н. П.

«Тимей» Платона (рецензия на книгу)

347–359

 112 KB
 
 
Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

Платон и Декарт: «радикальное сомнение»

Keywords: Платон, Декарт, радикальное сомнение, феноменологическая редукция, трансцендентальная философия, трансцендирование, диалог, апория
Статья продолжает тему «Платон и феноменология», уже затронутую автором в ряде работ, где Платон рассматривается как первый представитель трансцендентализма в европейской философии, то есть философ, ищущий умопостигаемые основания и условия мышления и познания: для него это «благо» (R. 508a-509d) и эйдосы (Prm. 135cd). В этом контексте автор обращается также к Декарту и Гуссерлю, которые, каждый в своей модификации, полноправно представляют трансцендентальную традицию. Полагая, что в контексте трансцендентализма необходимо сравнительное исследование «радикального сомнения», «феноменологической редукции» и «трансцендентального уровня ума» у разных представителей направления, автор рассматривает в данной статье сомнение у Платона и Декарта. Проведя анализ некоторых диалогов Платона (прежде всего «Алкивиад I» и «Теэтет»), а также трактатов Декарта «Правила для руководства ума» и «Размышления о первой философии», автор делает следующие выводы. Платоновский Сократ приходит к радикальному сомнению принципиально в диалогах с другими; можно сказать, что для него гарантом истины является обнаружение одной и той же непреложной трансцендентальной данности и у вопрошающего, и у отвечающего. Декарт не ведет диалог с другими, а обращается исключительно к собственному сознанию, подвергая тем самым сомнению и существование этих «других». Однако при этом Платон настаивает на необходимости полностью очистить душу от всего эмпирического и даже рассудочного, тогда как для Декарта область cogitare очень широка и включает в себя, помимо рассудка, желания, воображение и чувства. Разные методы применения сомнения в исследовании приводят к разным типам редукции и, соответственно, разному пониманию трансцендирования и трансценденталий.
 
 
Назад к оглавлению