«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 4 (2016 / 1)

1. Платон и проблемы платоноведения

Прокопенко В. В.

Платон, ироник?

11–23

 85 KB

Богатов М. А.

Достаточность философского высказывания у Платона

24–37

 96 KB

Серёгин А. В.

Неморальное благо и зло в этике Платона

38–63

 133 KB

2. Неоплатонизм и патристика

Литвин Т. В.

Платонизм в учении Августина о памяти и времени: возможность феноменологической интерпретации

64–75

 81 KB

Петров В. В.

Философский дискурс как гимнословие в позднем платонизме и «Ареопагитском корпусе»

76–97

 125 KB

Петрова М. С.

Рецепция текстов Аристотеля в латинском платонизме Поздней Античности

98–117

 133 KB

Афонасин Е. В.

«О том, что наилучший врач также и философ»: заметка о враче неоплатонике

118–129

 87 KB

Фокин А. Р.

Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина

130–169

 191 KB

Бирюков Д. С.

Линии проблематики универсалий у Григория Паламы

170–184

 103 KB

3. Платонизм в мировой философии и культуре

Бронников А. В.

Платонизм и маргинальность слова

185–200

 92 KB

Вахитов Р. Р.

Евразийцы и Платон: от тирании к «аристократии духа»

201–210

 83 KB

4. Переводы и публикации

Гёте И. В., Гараджа А. В.

Платон как товарищ христианскому откровению (1796, по поводу одного перевода) (пер. А. Гараджи)

216–223

 91 KB

Гёте И. В.

Goethe J. W.

Платон как товарищ христианскому откровению (1796, по поводу одного перевода)

Plato, als Mitgenosse einer christlicher Offenbarung (Im Jahre 1796 durch eine Übersetzung veranlaßt)

224–228

 48 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Фокин, Алексей Русланович
Институт философии РАН

Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина

Keywords: Марий Викторин, античная философия, метафизика, онтология, бытие, небытие, сущее, Логос, идеи, мышление, материя, неоплатонизм, патристика, христианская теология, апофатизм
Статья посвящена анализу классификации различных модусов сущего и не сущего в религиозно-философской системе Мария Викторина (ок. 291-382). Последовательно рассматриваются четыре модуса не сущего: не сущее как полное отсутствие бытия или абсолютное небытие; не сущее как природа иного; не сущее как потенциально сущее и не сущее как бытие, которое превосходит все сущие. Анализируется смысл и содержание этих модусов и устанавливаются философские истоки каждого модуса в отдельности и всей классификации в целом. Далее последовательно рассматриваются четыре модуса сущего: истинно сущие, просто сущие, не истинно не сущие и просто не сущие. Анализируется смысл и содержание этих модусов и устанавливаются философские истоки каждого модуса в отдельности и всей классификации в целом. В результате исследования выясняется, что Марий Викторин одним из первых не только среди христианских богословов, но и античных мыслителей произвел классификацию модусов сущего и не сущего, выстроив из них строгую онтологическую иерархию. Первый уровень этой иерархии занимает Бог Отец как «чистое Бытие» или «Не сущее, которое превыше сущего», Первопричина всех сущих и не сущих; за Ним следует «первое и всесовершенное Сущее» - Логос, занимающий второй уровень и заключающий в себе третий уровень - «истинно сущие» умопостигаемые идеи; четвертый уровень занимают разумные души как «просто сущие» и наделенные способностью мышления и чувства; они уже непосредственно связаны с пятым уровнем - чувственно-воспринимаемым космосом как «не истинно не сущим», ниже которого на шестом и последнем уровне располагается бесформенная материя - «просто не сущее», способное принимать любые формы. Показывается, что именно Викторин ввел в христианскую мысль восходящее к Порфирию различие между сущим и бытием, которое потом от него воспринял Боэций, а через него - Фома Аквинский и другие схоласты, что оказалось безусловной новацией в области метафизической мысли. Кроме того, Викторин, вслед за Порфирием отождествив Бога Отца (Единое) с «Не сущим, которое превыше сущего», задолго до Псевдо-Дионисия положил начало христианскому апофатическому богословию как методу познания Бога через отрицание всяких утвердительных определений. В тринитарной теологии он предложил различать Бога Отца и Сына (Логос) как Предсущее, или потенциально Сущее, и актуальное Сущее, или всесовершенное Сущее. Выясняется, что хотя в классификации модусов сущего и не сущего Викторин во многом зависит от Порфирия, который, как полагал П. Адо, был основным источником его метафизических идей, однако отказ Викторина мыслить материю как «истинно не сущее», или абсолютное небытие, существование которого он совершенно не допускает, резко отличает Викторина от Порфирия и других неоплатоников, равно как и от христианских богословов, и сближает его мысль с учением о небытии у Платона и Аристотеля. Констатируется, что такие элементы метафизической системы Викторина, как учение об идеях, о предсуществовании душ, о безжизненности материи, наконец, отрицание абсолютного небытия как первичного состояния мира и тем самым отрицание творения ex nihilo - встают в явное противоречие с ортодоксальным христианским вероучением, что можно объяснить тем фактом, что Викторин принял христианство уже в весьма преклонном возрасте.
 
 
Назад к оглавлению