«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 6 (2017 / 1)

1. Платон и тайное учение

Слезак Т. А., Буланенко М. Е.

Основные герменевтические проблемы интерпретации Платона

9–37

 157 KB

Szlezák T. A.

Hermeneutische Grundprobleme der Platondeutung

38–63

 144 KB

Бриссон Л., Алиева О. В.

«О благе» Платона: метаморфоза одного анекдота (пер. О. Алиевой)

64–81

 118 KB

2. Платон и сократики

Светлов Р. В.

Отчего киники не видели «стольности» и «чашности»?

82–88

 67 KB

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

Собаки-философы, или киники-спартанцы

89–112

 133 KB

3. Переводы

Деррида Ж., Гараджа А. В.

Фармация Платона (пер. А. Гараджи)

113–254

 553 KB

4. Рецензии

Россетти Л., Гараджа А. В.

LM на смену DK (пер. А. Гараджи)

255–264

 90 KB

Rossetti Livio

LM на смену DK

Non più DK ma LM

265–272

 81 KB

Дорохина Д. М.

Русский Платон: политические контексты

273–286

 87 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Платоновский исследовательский научный центр, Российский государственный гуманитарный ун-т

Гараджа, Алексей Викторович
Платоновский исследовательский научный центр, Российский государственный гуманитарный ун-т

Собаки-философы, или киники-спартанцы

Keywords: Платон, «Государство», образы Сократа, «собаки-философы», киники
В статье рассматривается описание воспитания стражей во 2-3-й книгах «Государства» в сопоставлении с воспитанием философов в 6-7-й книгах и подчеркивается разница в представлении философских свойств в обоих случаях: в первом философские свойства воспитываются путем цензуры, лжи и ограничений, во втором их воспитание основано на любви к истине и полной свободе познания. В данном контексте пристально рассматривается роль метафоры «собак-философов», по образцу которых должны воспитываться стражи. Делается предположение, что их «философское» свойство «лаять на чужих и ластиться к своим» - аллюзия на Антисфена и киников; в качестве подтверждения привлекаются комментарии Филопона и (Псведо-)Элии к «Категориям» Аристотеля, в которых рассматриваются причины называния киников по образу собак. В результате проведенного анализа выдвигается такая трактовка названных книг «Государства», при которой образ Сократа-тирана, цензора и лжеца во 2-3-й книгах можно считать иронией и сарказмом, а противоречие в описании философских свойств стражей и собственно философов~- иллюстрацией разницы между догматической философией типа Антисфеновой с его отрицанием противоречий и диалектической, для которой рассмотрение противоречий является основанием и методом поиска.
 
 
Назад к оглавлению