«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Даровских, Андрей Александрович
Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Keywords: Немесий Эмесский, Гален, Порфирий, эмбриология, этиология, соизволение, Nemesius of Emesa, Galen, Porphyry, embryology, aetiology, nature, consent, ruling agency
В центре внимания автора - вопрос о причине соединения души с телом в контексте эмбриологического учения Немесия Эмесского. На первый взгляд может показаться, что для Немесия как христианского мыслителя вопрос о причинах и способе соединения души и тела решается в строго теологическом дискурсе, однако в действительности понятиям τρόπος и αἰτία он посвящает довольно незначительную часть своего рассуждения. Кроме того, небольшое замечание в самом конце третьей главы заставляет нас усомниться в преобладании в трактате «О природе человека» теологического толкования причин соединения души и тела. Для Немесия соответствующий раздел его учения предполагает ответы на два вопроса: 1) что является причиной нисхождения предсуществующей души в тело? 2) как происходит это соединение? На основании текстологического анализа делается вывод, что у Немесия существует два дискурса понимания этиологии соединения души и тела: 1) природа как причина и 2) соизволение/провидение как причина. Для решения вопроса о легитимности применения того или иного дискурса в конкретном аспекте учения об эмбриологии автор выдвигает гипотезу, что согласно Немесию причиной нисхождения предсуществующей души в тело, является божественное соизволение, тогда как за механизм соединения умопостигаемой и телесной сущностей, которые формируют конкретного индивидуума, отвечает природа. Первое предположение доказывается при помощи рассмотрения изложенных в других главах трактата учений о соизволении и провидении, согласующихся с христианской ортодоксией. Второе положение гипотезы выводится из схожести понимания данного вопроса в медицинских и философских трактах предшествующего Немесию периода, которые оказали большое влияние на его эмбриологические взгляды.
 
 
Назад к оглавлению