«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 9 (2018 / 2)

1. Платон и платоноведение

Гутьеррес Р.

Raúl Gutiérrez

Аспекты дианоэтического рассмотрения души в «Государстве»

Aspects of the Dianoetical Consideration of the Soul in the Republic

11–29

 140 KB

Морелли Э. Д.

Eric J. Morelli

От метафизики к методологии: «Государство» 5.477cd и старая проблема рационального мнения

From Metaphysics to Methodology: Republic V, 477cd and the Ancient Problem of Rational Opinion

30–42

 107 KB

Джованнетти Л.

Lorenzo Giovannetti

Время, знание и телос: Яакко Хинтикка, интерпретатор Платона

Time, Knowledge and the Telos: Jaakko Hintikka, Interpreter of Plato

43–55

 106 KB

Дадли Д.

John Dudley

Понятие случая у Платона

Plato’s Concept of Chance

56–71

 130 KB

Протопопова И. А.

Два типа эйдосов и два типа причастности: «Парменид» и «Гиппий Больший»

72–80

 92 KB

Галанин Р. Б.

Rustam Galanin

Слушая внимательно: Платон рассказывает про софистов

Listening Carefully: Plato Tells About the Sophists

81–95

 118 KB

Гараджа А. В.

Платон и Софрон: постановка вопроса

96–105

 100 KB

2. Платон и традиция

Светлов Р. В.

Юлиан Отступник - «последний киник»?

106–120

 100 KB

Варламова М. Н.

О различии души и природы живого тела у Симпликия

121–136

 119 KB

Стрельцов А. М.

Бесстрастие Бога и бесстрастное страдание Бога в поздней античности: антагонизм или преемственность?

137–145

 89 KB

Мазаев Р. М.

Антропологическое учение «Послания к Диогнету»

146–157

 100 KB

3. Платон и современность

Мруз Т.

Tomasz Mróz

Очерк рецепции Платона в польской философии (1800-1950)

Plato’s Reception in Polish Philosophy (1800-1950): An Outline

158–180

 130 KB

Лима П. А.

Paulo A. Lima

Генеалогическое прочтение «Алкивиада» Мишелем Фуко

Foucault’s Genealogical Reading of the Alcibiades

181–192

 102 KB

Партридж Д.

John Partridge

Феминизм и Платон: присвоение, изъятие и конструктивное соучастие

Feminist Encounters with Plato: Appropriation, Disinvestment, and Constructive Complicity

193–204

 93 KB

Нестерук А. В.

Космология Платона и платонизм в современной космологии

205–228

 228 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Платоновский исследовательский научный центр (ПИНЦ) Российского государственного гуманитарного университета

Два типа эйдосов и два типа причастности: «Парменид» и «Гиппий Больший»

Keywords: Платон, «Парменид», «Гиппий Больший», эйдосы, причастность, единое, целое и части
В статье рассматриваются два типа эйдосов и два типа причастности на материале диалогов «Парменид» и «Гиппий Больший», где они впервые выделены эксплицитно. Первый тип эйдосов можно назвать качественным, или неделимым: здесь каждая отдельная вещь обладает тем же качеством, что и совокупность подобных вещей (прекрасное, справедливое, сильное, здоровое и т.д.) (Hp. Ma. 303b). Второй тип эйдосов рассматривается в «Гиппии Большем» на примере чисел (301d5-e8: «если мы с тобой, Гиппий, вместе два, то и каждый из нас должен быть двойкой?») и на примере удовольствия от слуха и зрения. По отдельности удовольствие от зрения и слуха качественно отличаются друг от друга, а совместно они создают единство с новым качеством. Этот тип эйдоса существует как целое, части которого по отдельности не обладают характеристиками этого целого. Эти эйдосы условно можно назвать собирательными, или квази-делимыми. В «Пармениде» собирательный тип эйдоса превращается в необходимый принцип существования единого в начале второй гипотезы (Prm. 142b-d), когда выясняется, что «единое как единое» мыслить невозможно, но необходимо предположить, что «единое существует»: получается, что само существующее единое - целое, а единое и бытие - его части (142d1-5). Этот принцип существования единого как целого, состоящего из частей, с необходимостью приводит к диалектике тождественного и иного, основанной уже на другом типе причастности, связанном с неделимостью эйдоса (147e6-148a3). В «Пармениде» эти два типа эйдосов представлены как два основные принципа существования единого; в «Софисте» они главные принципы взаимодействия пяти великих родов, а в «Тимее» - существования космической души.
 
 
Назад к оглавлению