|
Протопопова, Ирина Александровна Платоновский исследовательский научный центр (ПИНЦ) Российского государственного гуманитарного университета
Два типа эйдосов и два типа причастности: «Парменид» и «Гиппий Больший»
|
|
Keywords:
Платон, «Парменид», «Гиппий Больший», эйдосы, причастность, единое, целое и части
|
В статье рассматриваются два типа эйдосов и два типа причастности на материале диалогов «Парменид» и «Гиппий Больший», где они впервые выделены эксплицитно. Первый тип эйдосов можно назвать качественным, или неделимым: здесь каждая отдельная вещь обладает тем же качеством, что и совокупность подобных вещей (прекрасное, справедливое, сильное, здоровое и т.д.) (Hp. Ma. 303b). Второй тип эйдосов рассматривается в «Гиппии Большем» на примере чисел (301d5-e8: «если мы с тобой, Гиппий, вместе два, то и каждый из нас должен быть двойкой?») и на примере удовольствия от слуха и зрения. По отдельности удовольствие от зрения и слуха качественно отличаются друг от друга, а совместно они создают единство с новым качеством. Этот тип эйдоса существует как целое, части которого по отдельности не обладают характеристиками этого целого. Эти эйдосы условно можно назвать собирательными, или квази-делимыми. В «Пармениде» собирательный тип эйдоса превращается в необходимый принцип существования единого в начале второй гипотезы (Prm. 142b-d), когда выясняется, что «единое как единое» мыслить невозможно, но необходимо предположить, что «единое существует»: получается, что само существующее единое - целое, а единое и бытие - его части (142d1-5). Этот принцип существования единого как целого, состоящего из частей, с необходимостью приводит к диалектике тождественного и иного, основанной уже на другом типе причастности, связанном с неделимостью эйдоса (147e6-148a3). В «Пармениде» эти два типа эйдосов представлены как два основные принципа существования единого; в «Софисте» они главные принципы взаимодействия пяти великих родов, а в «Тимее» - существования космической души.
|
|
|
|
|
|
|