|
Щукин, Тимур Аркадьевич Социологический институт Российской академии наук - филиала ФНИСЦ РАН; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»
|
|
Keywords:
Иоанн Филопон, Феодор Мопсуестийский, небеса и земля, форма небес, экзегеза
|
В статье рассматривается учение христианского неоплатоника VI века Иоанна Филопона о форме и движении небес, а также о природе небесных тел. Этому вопросу посвящена книга III его трактата «О сотворении мира». Акцент делается на выявлении оппонентов Иоанна Филопона, традиции, против которой он полемизирует, и круга авторов, которые могут принадлежать к этой традиции. Единственный автор, которого Иоанн Филопон называет напрямую и полемике с которым он посвящает большую часть книги, - это Феодор Мопсуестийский. Александрийский философ, однако, не имеет в виду, что предметом его критики являются только сочинения Феодора: он также неоднократно ссылается на некоторых его безымянных последователей, и какие-то из них даже являются современниками Филопона. В связи с этим возникает необходимость «нарисовать портрет» этих оппонентов и определить, если позволяют источники, против кого именно направлена полемика Иоанна Филопона. Для достижения этой цели в работе выполняются две процедуры. Во-первых, на основе дошедших до нас соответствующих текстов Феодора Мопсуестийского - толкований на книгу Бытия, а также некоторых других экзегетических работ - делается попытка реконструировать учение Феодора Мопсуестийского о природе неба, прежде всего с точки зрения того, насколько адекватно это учение воспроизводится Иоанном Филопоном. Во-вторых, на основе материала 10-й главы книги III трактата сделана попытка выявить те толкования Священного Писания, которые Иоанн Филопон приписывает своим оппонентам, не называя их по имени, и которые, по его мнению, эти оппоненты используют для критики теории шарообразной Земли. В результате удалось найти некоторые параллели неодобряемых им комментариев с толкованиями Феодорита Кирского, Космы Индикоплова, Севериана Габальского, псевдо-Иустина и Олимпиодора Александрийского.
|
|
|
|
|
|
|