|
Савельева, Марина Юрьевна Национальная академия наук Украины
Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)
|
|
Keywords:
монолог, диалог, основание, мышление, миф
|
Опыт философского мышления исторически формировался как опыт оценки мифологического прошлого и подведения его итогов, поначалу во многом сохраняя признаки и свойства мифа. Поэтому первоначальным выражением философствования стало монологичное вещание как выражение тождества мысли и мира в завершенных утверждениях. Диалоговая форма мышления формируется по мере осознания человеком перманентной невозможности формального завершения мысли. В контексте перехода от философского монолога к диалогу обнаруживаются закономерности: 1) историческая, «вертикальная» закономерность, проявляющаяся в трансформации проблематики философского мышления от содержательной (мифологической) к формальной (рациональной); 2) логическая, «горизонтальная» закономерность, проявляющаяся в движении мысли от внешней формы (формы формы) к внутренней форме (формы содержания) - от суждения к вопросу, от постулата к постановке проблемы. Диалог также проявляется как внешний и внутренний. Внешняя форма диалога конкретна по содержанию и абстрактна по форме, основная цель его - определение общих понятий в логике мышления. Это диалог Сократа как исторической персоны. Цель внутренней формы диалога - поиск основания самоопределения субъекта размышлений независимо от времени и места пребывания. Таков опыт Платона и Марка Аврелия - абстрактный по содержанию и конкретныйпо форме, поскольку совершается между ними самими и ими же как воображаемыми оппонентами.
|
|
|
|
|
|
|