|
Гараджа, Алексей Викторович Платоновский исследовательский научный центр, Российский государственный гуманитарный университет
Тройной «Ион»: о последних изданиях диалога
|
|
Keywords:
Платон, «Ион», толкование, Plato, the Ion, interpretation
|
В платоновском корпусе «Ион» выделяется как своей тематикой (исток художественного творения: искусство и ум либо одержимость,божественное вдохновение?), так и стилем - необычайно немногословным и прямолинейным. Последнее можно воспринять и как особенно изощренную иронию - именно в этом духе, как острую шутку, как «откровенную насмешку (persiflage)», истолковал этот текст Гете. Его современники Аст и Беккер, ранние издатели платоновского корпуса, предпочли исключить диалог из числа подлинных. Вплоть до наших дней высказываются сомнения в авторстве «Иона». Не находя никаких очевидных признаков неподлинности диалога, такой авторитет, как Хольгер Теслефф, всё-таки относит его к категории dubia. В последнее время вышло сразу три критических издания «Иона», каждое по-своему замечательное. Начало положила Карлотта Капуччино (2005), продолжил Альберт Рейксбарон (2007); наконец, завершает этот ряд совсем свежее (2018) издание Лоренцо Феррони и Арно Масе. В статье дается краткий обзор каждого из этих трех изданий и ставится вопрос о принципах толкования, созвучный намеченной в «Ионе» альтернативе. Что сегодня предпочтительней - вдумчивое и дотошное исследование и восстановление текста и контекста памятника либо более или менее творческие наития, которым в принципе не интересно «тело» текста, история его возникновения и предания, а важен набор идей, вычитываемый в идеальном образе этого текста.
|
|
|
|
|
|
|