|
Протопопова, Ирина Александровна Российский государственный гуманитарный университет
«Онтология ума» в «Пармениде» Платона
|
|
Keywords:
«Парменид», эйдос, ум, бытие, одно, иное, хора, «Тимей»
|
Автор статьи полагает, что главная цель «Парменида» - не логические упражнения, как считали еще некоторые античные комментаторы, а «исследование действительных предметов», как утверждал Прокл (μὴ δεῖ τὴν γυμνασίαν προτίθεσθαι λέγειν αὐτοῖς ὡς σκοπὸν, ἀλλὰ πραγματειώδη πρόθεσίν τινα τοῦ διαλόγου ζητεῖν, In Prm. 638.4-6). Такой действительностью является «бытие умопостигаемого». С этой позиции в статье рассматриваются фрагменты о нахождении одного в себе и в ином (145b5-e5), о движении и покое (145e6-146a7),о тождественном-ином (146a8-147b6), а далее показано, что́ означают указанныефрагмен ты с точки зрения «актов ума». Приводится представление исторического Парменида о неподвижном «бытии ума» и мнение Горгия о невозможности бытию где-либо находиться, из которого следует невозможность бытия. В следующей части статьи анализируется нахождение одного в себе и в ином в соотнесении с фрагментом 146a8-147b6 и показана продуктивность рассмотрения этой проблематики в контексте обсуждения хоры в «Тимее» (51a8-d1). Последняя часть статьи содержит сопоставление данного выше анализа фрагментов «Парменида» и «Тимея» с представлениями Плотина об умопостигаемой материи (Enn. 2.4.1-6) и нерефлексивном бытии ума (1.4.9.14-23, 1.4.10.3-10). На основании проведенного анализа делается вывод о том, что в поздних диалогах Платона сохраняются характеристики «самотождественности» и «независимости» эйдосов, но они обогащены диалектикой ума как «одного» и бытия как «иного».
|
|
|
|
|
|
|