|
Харман, Дильшат Догановна Российский государственный гуманитарный университет
Конев, Александр Николаевич Государственный Эрмитаж
Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»
|
|
Keywords:
Альбрехт Дюрер, Конрад Цельтис, Марсилио Фичино, неоплатонизм, Венера Пандемос
|
Статья посвящена интерпретации «Ведьмы» Альбрехта Дюрера (ок. 1502) как Венеры в образе старухи. Еще в 1980-е годы исследователи показали, что Дюрер заимствует позу женщины и ее средство передвижения - козла - у античных изображений Афродиты Пандемос, однако никак не объяснили, почему богиня любви в его интерпретации превратилась в старуху-ведьму. На выбор иконографического источника повлияла концепция двух Венер, интерес к которой в Европе вновь повысился во второй половине XV - первой половине XVI веков благодаря Марсилио Фичино (1433-1499), давшему ей оригинальное толкование в комментарии на «Пир» Платона. Рассмотрев образ ведьмы Дюрера в контексте этой интерпретации и ее отражения в поэме Конрада Цельтиса Amores, мы приходим к выводу, что гравюра свидетельствует о критическом восприятии идеи Фичино о благородной и возвышенной природе земной любви, поскольку Афродита (Венера) Пандемос предстает здесь в своем «истинном» бесплодном виде. Прояснение вопроса о причине замены молодой Венеры на Венеру-старуху в гравюре Дюрера помогает нам лучше понять процесс рецепции античного (как оно понималось в XV веке) отношения к красоте, желанию и любви.
|
|
|
|
|
|
|