|
Косякова, Валерия Александровна Российский государственный гуманитарный университет
Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья
|
|
Keywords:
неоплатонизм, Позднее средневековье, Иероним Босх, Страшный суд, Корабль дураков
|
Проблема рецепции неоплатонизма в живописи позднего Средневековья и Возрождения - одна из центральных для визуальных исследований, иконологических и иконографических. Слава иконологической школы во многом состоялась благодаря изучению рецепции неоплатонизма художниками Возрождения. Однако до сегодняшнего дня ведутся споры о правомерности подобных интерпретаций, о границах «вписывания» и конструирования рецепции философии Платона в научном дискурсе. Настоящая статья посвящена проблеме рецепции неоплатонизма в работах позднесредневекового художника Иеронима Босха. Где-то визуальный код Босха инкорпорирует неоплатонические концепции, усвоенные Средневековой визуальной культурой, а где-то сравнительный анализ работ художника с неоплатонизмом может дать исследователю и зрителю возможность интерпретации темных мест в его «теологических» работах. Рецепция неоплатонизма в триптихах нидерландского художника отслеживается по трем направлениям. В основе первого лежат представления о небесных иерархиях, а также об онтологическом взаимодействии бытия и небытия в структуре творения, нашедшем визуальные выразительные формы на створках триптихов, которые посвящены строительству рая. Вторая группа образов, связанная с рецепцией платонизма, является отражением первой - это иерархическая структура демонов и непосредственные образы суда, которые доминируют в визуальном языке Босха, отражая неоплатонические представления о загробном воздаянии. Третий тип визуальных аллюзий связан с образом дураков в неконвенциональных работах Босха.
|
|
|
|
|
|
|