|
Каяниди, Леонид Геннадьевич Смоленский государственный университет
Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»
|
|
Keywords:
Платон, Вячеслав Иванов, «Тимей», «Государство», символика
|
«Сон Мелампа» - одно из самых значительных произведений поэта-символиста Вячеслава Иванова. Отличительная черта поэмы - синтез дионисийско-орфической мифологии (история растерзания Диониса титанами) с космологической диалектикой, развитой в «Тимее» и в «Государстве» Платона. В «Сне Мелампа» Иванов различает три сферы - метафизическую, мистическую и эмпирическую. Метафизическая, задающая первообраз всего космоса, изображается как две змеи (Зевс и Персефона), одна из которых охватывает другую и от брака которых рождается бог-жертва Дионис-Загрей. Такая мифологическая эмблематика повторяет структуру платоновской Мировой Души, которая образуется из X-образного сочетания кругов тождественного и иного. «Круг» Персефоны у Иванова, подобно кругу иного у Платона, разделяется на семь частей, поскольку из отражения Диониса в зеркале Персефоны - Мировой Души рождается семь титанов. Крестообразная символика Мировой Души - первооснова комплекса подтекстов поэмы Иванова, к которым относятся «Горный поток» Шиллера, «Фауст» Гете и «Монадология» Лейбница. Диалектика вечности и времени в «Тимее» отражается в темпоральной структуре поэмы: метафизическая сфера соответствует вечности, мистическая - «вечному» времени, эмпирическая - временному протеканию в подлунном мире. Мистическая триада «Цели - Причины - Время» повторяет структуру Мировой Души и веретена Ананке. Цели, подобно кругу тождественного и внешнему валу веретена Ананке, вращаются в одном направлении, Причины - в противоположном, подобно кругу иного и внутренним валам веретена. Цели близки Клото, Причины - Атропос, а Время, рождающееся от их слияния, подобно Лахесис. Титаническое начало, выражающее в поэме принцип индивидуации, связано с действием ощущений в «Тимее», которые нарушают умное круговращение Мировой Души и сравниваются Платоном с опрокидыванием живого существа при отражении, когда происходит инверсия правого и левого. В заключение антикизированная космология Иванова сопоставляется с моделью вселенной Стивена Хокинга.
|
|
|
|
|
|
|