«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 23 (2025 / 2)

Платон и платоноведение

Афонасина А. С.

Anna Afonasina

Силы Любви и Вражды в физике Эмпедокла

Powers of Love and Strife in Empedocles’ Physics

12–27

 113 KB

Протопопова И. А.

Платон, Декарт и Лакан: «трансцендентальный субъект» и «субъект желания»

28–42

 115 KB

Мочалова И. Н.

Платон о войне и мире: «воин-страж» как субъект идеального полиса

43–55

 100 KB

Калабрезе К. С., Хунко Э. Б.

Claudio C. Calabrese, Ethel B. Junco

Отголоски нисхождения души: «Гомеровский гимн к Деметре» (1–46) и «Эннеада» 4.8.1 Плотина

Echoes of the Descent of the Soul: The Homeric Hymn to Demeter (vv. 1–46) and Plotinus’ Ennead 4.8.1

56–81

 170 KB

Рецепции платонизма

Тащиан А. А.

О логическом и логосе у Плотина

82–109

 166 KB

Афонасин Е. В.

Стратон и пустота. Перипатетическая физика эллинистического периода

110–132

 144 KB

Галанин Р. Б.

Стоический платонизм Посидония: учение о бессмертии души

133–162

 183 KB

Зверев Н. С.

Отношения Бога и творения: неоплатонический и христианский экземпляризм

163–197

 179 KB

Гурьянов И. Г.

De divino furore Марсилио Фичино: перевод, контекст, истолкование

198–245

 248 KB

Семенов В. Е.

Генезис воображения: разгадка энигмы Платоном и Кантом

246–276

 166 KB

Протопопова И. А.

Платоновский «субъект» у Мишеля Фуко

277–309

 171 KB

Гравина И. В.

(Пост)метафизическое: замечания о критике и апологии платонизма в европейской и русской философии ХХ века

310–328

 120 KB

Рохмистров В. Г.

Проблема антропологии: определение человека у Аристотеля

329–341

 101 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Что Аллах сотворил первым? Таки ад-Дин Ибн Таймия против ангелологической ноэтики «философствующих»

342–363

 145 KB

Гараджа А. В.

Михаил Пселл: игры ума (перевод и комментарии)

364–384

 168 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Рохмистров, Владимир Геннадьевич
Русская христианская гуманитарная академия имени Ф.М. Достоевского

Проблема антропологии: определение человека у Аристотеля

Keywords: антропология, философская антропология, человек, человеческое существо, человеческая природа, Аристотель
С самого своего зарождения философия считала познание человека одним из основных предметов своего изучения. «Познай самого себя», — гласит надпись на храме Аполлона в Дельфах. Однако философская антропология как самостоятельная наука оформилась лишь в начале XX века, спустя две с половиной тысячи лет после провозглашения призыва бога Аполлона. У Аристотеля есть трактаты «О возникновении животных», «О частях животных», «История животных» и др. Но нет ни одного трактата о человеческой природе. И это несмотря на то, что во всех своих трудах афинский мыслитель фактически говорит о человеке. В коллективной монографии «Антропология Аристотеля», опубликованной Кембриджским университетом в 2019 году, утверждается, что Аристотель не написал ни одного трактата о человеческой природе по той простой причине, что не мог дать определения тому, что значит быть человеком. А поскольку определения фиксируют основные термины каждой науки и служат в ней объяснительными принципами, то понятие «человек» не поддается определению. Однако, как оказалось, окончательное понимание того, что такое «человек», не выработано до сих пор. Предлагаемая статья излагает взгляд автора на эту до сих пор не решенную проблему.
 
 
Назад к оглавлению