|
Косякова, Валерия Александровна Российский государственный гуманитарный университет
Пролетарская «неоикона»: метафизический свет электричества на картине «Восстание» Климента Редько
|
|
Keywords:
Климент Редько, пролетарская икона, метафизика света, электричество
|
Статья посвящена анализу картины Климента Редько «Восстание», относящейся к периоду раннего советского модернизма. Автор обнаруживает стратегию перекодировки православной иконографии «Спаса в силах», «Преображения», «Неопалимой купины» на почве технократических идей, сопровождавшихся метафизическим и мистическим пониманием энергии и электричества в период раннесоветской модернизации. Климент Редько, обучавшийся в школе иконописи Киево-Печерской лавры, реинтерпретирует исихастское понимание Фаворского света, повлиявшее на традицию православной иконописи. На его картине «Восстание» символическим «пантократором», выводящим народ из темной дореволюционной «пещеры», становится фигура Владимира Ильича Ленина. Концепцию «электроорганизма», а затем «люминизма», Редько представил в абстрактных работах, манифесте 1922 года, а позже синтезировал ее с фигуративной живописью в попытке создания «пролетарской иконы». В статье анализируется «иконография» Ленина, специфика цветосветовой семантики картины «Восстание», а также метафизические коннотации репрезентации электричества.
|
|
|
|
|
|
|