|
Петрова, Любовь Алексеевна Социологический институт Российской академии наук - филиала ФНИСЦ РАН
Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова
|
|
Keywords:
Булгаков, Имя Божие, божественная энергия, имяславие, паламизм
|
В статье рассматривается вопрос понимания С.Н. Булгаковым божественной энергии в ее отношении к Имени Божьему, а также прослеживается связь его общих воззрений на природу языка и слова с имяславской проблематикой. Показано, что согласно Булгакову Имя Божие является энергией Божией, но только в значении собственного, а не нарицательного имени. Булгаков устанавливает, что всякое имя имеет природу сказуемого, а значит, всякое имя по своему существу предикативно и нарицательно. Но вместе с тем всякое имя одновременно может быть и собственным, но уже не в границах языка как такового, а в качестве некоторой мистической интенции, заложенной в особенной отнесенности имени к его носителю. Актуализация указанной отнесенности к носителю зависит не от самого имени, поскольку в качестве слов языка все имена являются нарицательными, а от способа употребления имени в речи (например, в модальности молитвы). Также показано, что паламитская онтологическая пара сущности и энергии в философии языка Булгакова оказывается задействована на всех уровнях: от самого обыкновенного имени существительного до имени Божьего. Это связано с установкой Булгакова на интерпретацию языкане как исключительно гносеологической, но и как онтологической реальности, которая смещает акцент с энергии слова на энергию самой вещи. Понятие энергии у Булгакова начинает функционировать не столько как концепт, выражающий природу языка, сколько как репрезентация способа бытия самих вещей. В слове проявляется энергия потаенной сущности вещи, недостижимое ноуменальное отрывает себя в феноменальности языка. Подобно тому, как в паламизме исходным «атомом бытия» выступает сущность и энергия, раскрывающая непознаваемую сущность, так и в умозрении о. Сергия энергия представляется субстанцией в действии, действительным откровением сущности в слове.
|
|
|
|
|
|
|