«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 17 (2022 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

Платон и Декарт: «радикальное сомнение»

11–27

 117 KB

Галанин Р. Б.

Теология Сократа: бог Эрот

28–50

 145 KB

Щербаков Ф. Б.

Второй поворот Линкеева ока: пролегомены к феноменологии античной философской аллегорезы

51–76

 147 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Нарратив пророчеств в период Сионской Церкви в контексте иудео-христианской эсхатологии

77–88

 96 KB

Курдыбайло Д. С.

Dmitry Kurdybaylo

Прокл о неделимом и непрерывном: аристотелевская физика и платоновская теология

Proclus on Indivisible and Continuous: Aristotelian Physics vs. Platonic Theology

89–100

 105 KB

Гурьянов И. Г.

Медико-антропологические представления Никифора Григоры в свете его натурфилософии и морально-богословских посланий

101–125

 161 KB

Федоров Д. А., Колмакова М. В., Андерсон О. Н.

Архив Андрея Николаевича Егунова

126–136

 89 KB

Платонизм в русской философии

Гравина И. В.

Единое Лосева - многое Делеза: к вопросу онтологического различия

137–152

 105 KB

Мирошниченко Е. И.

Проблема антиплатонических мотивов в творчестве Павла Флоренского

153–177

 133 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Абу Мухаммад Абдаллах Ибн Рушд. О том, соединяется ли активный интеллект с материальным, когда тот облачен в тело (перевод и комментарии)

178–198

 161 KB

Светлов Р. В., Минак В. С.

А.Н. Егунов как переводчик Платона

199–218

 125 KB

Вольф М. Н.

Шмуэль Школьников. «Парменид» Платона. Введение (перевод, часть 1)

219–259

 213 KB

Иванов В. Л.

Николай Бонет. Метафизика 3.1-7 (перевод и комментарии)

260–290

 168 KB

Гараджа А. В.

Плутарх. Об угасании оракулов 1-23 (перевод и комментарии)

291–320

 199 KB

Хроника и рецензии

Гурьянов И. Г., Исмиева В. М., Мочалова И. Н., Протопопова И. А.

Платоновское сообщество в России: хроника событий (Санкт-Петербург - Москва, 2022 год)

321–346

 140 KB

Волкова Н. П.

«Тимей» Платона (рецензия на книгу)

347–359

 112 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Соколов, Павел Валерьевич
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

Абу Мухаммад Абдаллах Ибн Рушд. О том, соединяется ли активный интеллект с материальным, когда тот облачен в тело (перевод и комментарии)

Keywords: Аверроэс-младший, ноэтика, активный интеллект, потенциальный интеллект
Вниманию читателя предлагается комментированный перевод единственного сохранившегося философского труда Абу Мухаммада Абдаллаха Ибн Рушда (Аверроэса-младшего), посвященного ключевой апории арабской перипатетической ноэтики - соединению (ittiṣāl) активного и материального интеллектов. Сочетание лаконичности с аргументативной насыщенностью, отличающее трактат Аверроэса-младшего, обеспечило ему значительную (по средневековым меркам) популярность: вероятно, он первым из всех текстов аверроистского круга был переведен на иврит, причем переведен самим Шмуэлем ибн Тиббоном, переводчиком «Путеводителя растерянных» Моисея Маймонида; перевод его на латынь появился даже раньше, чем перевод «больших комментариев» Аверроэса-старшего. Текст Аверроэса-младшего стал своего рода финальным синтезом ноэтических концепций его отца: он начинается с обсуждения наиболее влиятельных эллинистических моделей «соединения», разработанных Александром Афродисийским и Фемистием и оказывавших определяющее влияние на Аверроэса-старшего в средний период его творчества, а завершается вдохновенным гимном Творцу, поместившему человека между первоматерией и отделенными умами и предназначившему его к интеллектуальному блаженству как высшей цели. Столь же правомерно видеть в нем итог многовековой разработки ноэтической проблематики в арабской фальсафе от аль-Кинди до Авиценны - виртуозных попыток преодолеть пропасть между cognitio inferior чувств и воображения, имеющих дело с чувственно воспринимаемым и единичным, и познанием чистых умопостигаемых видов, свойственным уму.
 
 
Назад к оглавлению