|
Соколов, Павел Валерьевич Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Абу Мухаммад Абдаллах Ибн Рушд. О том, соединяется ли активный интеллект с материальным, когда тот облачен в тело (перевод и комментарии)
|
|
Keywords:
Аверроэс-младший, ноэтика, активный интеллект, потенциальный интеллект
|
Вниманию читателя предлагается комментированный перевод единственного сохранившегося философского труда Абу Мухаммада Абдаллаха Ибн Рушда (Аверроэса-младшего), посвященного ключевой апории арабской перипатетической ноэтики - соединению (ittiṣāl) активного и материального интеллектов. Сочетание лаконичности с аргументативной насыщенностью, отличающее трактат Аверроэса-младшего, обеспечило ему значительную (по средневековым меркам) популярность: вероятно, он первым из всех текстов аверроистского круга был переведен на иврит, причем переведен самим Шмуэлем ибн Тиббоном, переводчиком «Путеводителя растерянных» Моисея Маймонида; перевод его на латынь появился даже раньше, чем перевод «больших комментариев» Аверроэса-старшего. Текст Аверроэса-младшего стал своего рода финальным синтезом ноэтических концепций его отца: он начинается с обсуждения наиболее влиятельных эллинистических моделей «соединения», разработанных Александром Афродисийским и Фемистием и оказывавших определяющее влияние на Аверроэса-старшего в средний период его творчества, а завершается вдохновенным гимном Творцу, поместившему человека между первоматерией и отделенными умами и предназначившему его к интеллектуальному блаженству как высшей цели. Столь же правомерно видеть в нем итог многовековой разработки ноэтической проблематики в арабской фальсафе от аль-Кинди до Авиценны - виртуозных попыток преодолеть пропасть между cognitio inferior чувств и воображения, имеющих дело с чувственно воспринимаемым и единичным, и познанием чистых умопостигаемых видов, свойственным уму.
|
|
|
|
|
|
|