|
Дорохина, Дарья Михайловна Российский государственный гуманитарный университет
Проблема бытия в метафизическом персонализме
|
|
Keywords:
персонализм, бытие, субъект, Платон, Е.А. Бобров, А.А. Козлов, Г. Тейхмюллер
|
Статья посвящена объяснению онтологической гносеологии метафизического персонализма, философского направления в русской философии конца xix в. Персоналисты признают бытие первичным, однако философское осмысление бытие затрудняется тем, что бытие может быть познано только в личном внутреннем опыте я. Передать опыт бытия от одной личности к другой невозможно. Можно передать содержание суждений об опыте бытия, поэтому, говоря о бытии, персонализм говорит о понятии бытия. Вслед за Г. Тейхмюллером Е.А. Бобров определяет три рода бытия: идейное бытие («одно»), реальное бытие (наличное бытие, действительность) и субстанция («я»). Можно охарактеризовать эту триаду как пребывающую в неслиянном единстве элементов, каждый из которых обусловливает другие. Соответственно, понятие каждому из трех родов тоже можно дать только относительно других. Бобров добавляет к трем родам бытия четвертый род — координальное бытие. Оно не является субстанцией, но обеспечивает единство, преобразует всё бытие в целостность. А.А. Козлов дает обобщенное определение бытия относительно познавательной роли субъекта. Отмечается важность личного сознания и самосознания. Самосознание понимается как сознание, включающее осознавание я. Я — архетип сущего, понятый в самом непосредственном смысле: как отпечаток, оттиск первоначала, всегда и неизменно присутствующий в сознании каждого человека, как то, что полностью соответствует бытию и не подлежит трансформациям. Именно эта глубинная основа, обладая сходством с бытием обеспечивает возможность познания.
|
|
|
|
|
|
|