«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 19 (2023 / 2)

Платон и платоноведение

Соланс Бласко М.

Сила философии: о значении δύναμις в «Горгии» Платона

11–48

 223 KB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Субъект языка и морали в философии Протагора: диалектика индивида и сообщества/полиса

49–80

 192 KB

Протопопова И. А.

Сократ и подражатели: «миметический» и «подлинный» субъект у Платона

81–96

 117 KB

Скворцов А. А.

О понятии души в философии Платона

97–117

 126 KB

Рецепции платонизма

Стрельцов А. М.

Эпистемологическая триада в «Сократических достопамятностях» И.Г. Гамана

118–143

 164 KB

Минак В. С.

Способы формирования субъекта в учении Аристотеля об уме

144–158

 101 KB

Щукин Т. А.

Учение Михаила Пселла о внешнем уме (θύραθεν νοῦς) в поздневизантийском контексте

159–186

 161 KB

Гурьянов И. Г.

Философский этос Марсилио Фичино в его отношении к концептам современности и контрсовременности Мишеля Фуко

187–214

 160 KB

Курбатов А. Г.

Филипп Меланхтон — комментатор Аристотеля: к вопросу о моральной философии реформатора

215–232

 118 KB

Дорохина Д. М.

Проблема бытия в метафизическом персонализме

233–241

 76 KB

Переводы и публикации

Светлов Р. В.

А.Н. Егунов о переводе платоновского диалога «Пир»

242–263

 140 KB

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

Не в строку лыко: рецензия А.Н. Егунова на перевод платоновского «Пира» С.К. Аптом

264–278

 113 KB

Федоров Д. А., Андерсон О. Н.

Незаконченная рукопись А.Н. Егунова «Греческий роман в русских переводах»

279–299

 133 KB

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 63r–65v (введение, текст и перевод)

300–340

 224 KB

Гараджа А. В.

«Метаморфоза епископа Голиафа» (текст, перевод и комментарии)

341–362

 385 KB

In memoriam

Лукетти К., Алиева О. В.

Памяти Томаса Александра Cлезака (перевод Ольги Алиевой)

363–367

 69 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Дорохина, Дарья Михайловна
Российский государственный гуманитарный университет

Проблема бытия в метафизическом персонализме

Keywords: персонализм, бытие, субъект, Платон, Е.А. Бобров, А.А. Козлов, Г. Тейхмюллер
Статья посвящена объяснению онтологической гносеологии метафизического персонализма, философского направления в русской философии конца xix в. Персоналисты признают бытие первичным, однако философское осмысление бытие затрудняется тем, что бытие может быть познано только в личном внутреннем опыте я. Передать опыт бытия от одной личности к другой невозможно. Можно передать содержание суждений об опыте бытия, поэтому, говоря о бытии, персонализм говорит о понятии бытия. Вслед за Г. Тейхмюллером Е.А. Бобров определяет три рода бытия: идейное бытие («одно»), реальное бытие (наличное бытие, действительность) и субстанция («я»). Можно охарактеризовать эту триаду как пребывающую в неслиянном единстве элементов, каждый из которых обусловливает другие. Соответственно, понятие каждому из трех родов тоже можно дать только относительно других. Бобров добавляет к трем родам бытия четвертый род — координальное бытие. Оно не является субстанцией, но обеспечивает единство, преобразует всё бытие в целостность. А.А. Козлов дает обобщенное определение бытия относительно познавательной роли субъекта. Отмечается важность личного сознания и самосознания. Самосознание понимается как сознание, включающее осознавание я. Я — архетип сущего, понятый в самом непосредственном смысле: как отпечаток, оттиск первоначала, всегда и неизменно присутствующий в сознании каждого человека, как то, что полностью соответствует бытию и не подлежит трансформациям. Именно эта глубинная основа, обладая сходством с бытием обеспечивает возможность познания.
 
 
Назад к оглавлению