|
Осминская, Наталия Александровна Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница
|
|
Keywords:
Лейбниц, Платон, эвдемонизм, scientia universalis, удовольствие, мудрость
|
В статье на основе ряда впервые переведенных на русский язык и публикуемых в качестве приложения небольших текстов Г.В. Лейбница из Ганноверского архива исследуются платонические истоки его замысла всеобщей науки (Scientia generalis) как науки о счастье. Опираясь на биографические свидетельства, эпистолярные документы и не опубликованные при жизни тексты философа, автор показывает, что Лейбниц рассматривал свою философскую систему в том числе как попытку придать основным положениям учения Платона строгую доказательную форму. В ходе анализа ключевых понятий этики Лейбница (мудрость, добродетель, удовольствие, радость) вскрываются аналогии с трактовкой соответствующих понятий в диалогах Платона «Филеб», «Федон» и «Государство». Платоновскому различению неподлинных и подлинных удовольствий соответствует у Лейбница различие между удовольствием как чувством совершенства и радостью как состоянием стабильного удовольствия при отсутствии всякого страдания, при этом оба философа рассматривают счастье как проявление внутренних сил души. Под истинной добродетелью Лейбниц, следуя Платону и полемизируя с Декартом, понимает не только искусство управления аффектами, но и деятельную наклонность к благу, реализуемую в политии. Опираясь на Платона, Лейбниц на основе «священного триединства мудрости, добродетелии счастья» выстраивает альтернативную «Этике» Спинозы философскую систему, нацеленную на то, чтобы дать рациональные указания для практического достижения счастья.
|
|
|
|
|
|
|