|
Протопопова, Ирина Александровна Российский государственный гуманитарный университет
Платон и Декарт: «радикальное сомнение»
|
|
Keywords:
Платон, Декарт, радикальное сомнение, феноменологическая редукция, трансцендентальная философия, трансцендирование, диалог, апория
|
Статья продолжает тему «Платон и феноменология», уже затронутую автором в ряде работ, где Платон рассматривается как первый представитель трансцендентализма в европейской философии, то есть философ, ищущий умопостигаемые основания и условия мышления и познания: для него это «благо» (R. 508a-509d) и эйдосы (Prm. 135cd). В этом контексте автор обращается также к Декарту и Гуссерлю, которые, каждый в своей модификации, полноправно представляют трансцендентальную традицию. Полагая, что в контексте трансцендентализма необходимо сравнительное исследование «радикального сомнения», «феноменологической редукции» и «трансцендентального уровня ума» у разных представителей направления, автор рассматривает в данной статье сомнение у Платона и Декарта. Проведя анализ некоторых диалогов Платона (прежде всего «Алкивиад I» и «Теэтет»), а также трактатов Декарта «Правила для руководства ума» и «Размышления о первой философии», автор делает следующие выводы. Платоновский Сократ приходит к радикальному сомнению принципиально в диалогах с другими; можно сказать, что для него гарантом истины является обнаружение одной и той же непреложной трансцендентальной данности и у вопрошающего, и у отвечающего. Декарт не ведет диалог с другими, а обращается исключительно к собственному сознанию, подвергая тем самым сомнению и существование этих «других». Однако при этом Платон настаивает на необходимости полностью очистить душу от всего эмпирического и даже рассудочного, тогда как для Декарта область cogitare очень широка и включает в себя, помимо рассудка, желания, воображение и чувства. Разные методы применения сомнения в исследовании приводят к разным типам редукции и, соответственно, разному пониманию трансцендирования и трансценденталий.
|
|
|
|
|
|
|