«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 23 (2025 / 2)

Платон и платоноведение

Афонасина А. С.

Anna Afonasina

Силы Любви и Вражды в физике Эмпедокла

Powers of Love and Strife in Empedocles’ Physics

12–27

 113 KB

Протопопова И. А.

Платон, Декарт и Лакан: «трансцендентальный субъект» и «субъект желания»

28–42

 115 KB

Мочалова И. Н.

Платон о войне и мире: «воин-страж» как субъект идеального полиса

43–55

 100 KB

Калабрезе К. С., Хунко Э. Б.

Claudio C. Calabrese, Ethel B. Junco

Отголоски нисхождения души: «Гомеровский гимн к Деметре» (1–46) и «Эннеада» 4.8.1 Плотина

Echoes of the Descent of the Soul: The Homeric Hymn to Demeter (vv. 1–46) and Plotinus’ Ennead 4.8.1

56–81

 170 KB

Рецепции платонизма

Тащиан А. А.

О логическом и логосе у Плотина

82–109

 166 KB

Афонасин Е. В.

Стратон и пустота. Перипатетическая физика эллинистического периода

110–132

 144 KB

Галанин Р. Б.

Стоический платонизм Посидония: учение о бессмертии души

133–162

 183 KB

Зверев Н. С.

Отношения Бога и творения: неоплатонический и христианский экземпляризм

163–197

 179 KB

Гурьянов И. Г.

De divino furore Марсилио Фичино: перевод, контекст, истолкование

198–245

 248 KB

Семенов В. Е.

Генезис воображения: разгадка энигмы Платоном и Кантом

246–276

 166 KB

Протопопова И. А.

Платоновский «субъект» у Мишеля Фуко

277–309

 171 KB

Гравина И. В.

(Пост)метафизическое: замечания о критике и апологии платонизма в европейской и русской философии ХХ века

310–328

 120 KB

Рохмистров В. Г.

Проблема антропологии: определение человека у Аристотеля

329–341

 101 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Что Аллах сотворил первым? Таки ад-Дин Ибн Таймия против ангелологической ноэтики «философствующих»

342–363

 145 KB

Гараджа А. В.

Михаил Пселл: игры ума (перевод и комментарии)

364–384

 168 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Семенов, Валерий Евгеньевич
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Генезис воображения: разгадка энигмы Платоном и Кантом

Keywords: способность воображения, синтез восприятия, воображение и фантазия
Статья посвящена анализу учений Платона и Канта о воображении. Обоих философов объединяет подход к исследованию воображения на самом глубоком, «изначальном» уровне проявления этой способности. Таким уровнем является уровень чувственного восприятия. Здесь воображение выполняет важнейшую синтетическую функцию. Тематизация Платоном и Кантом воображения на чувственном уроне удивительно схожа. Способность воображения, согласно обоим мыслителям, выполняет следующие функции: (i) синтезирует воедино чувственные ощущения, память и смыслы, заложенные в словах повседневной речи или строгих понятиях; (ii) объединяет разрозненные и неполные чувственные данные и «достраивает» общую картину чувственного восприятия, создавая из нечто вполне определенную вещь; (iii) является драйвером (проводником) чувственных ощущений, памяти и нечувственных смыслов в процессе формирования целостного ноэтического и эмерджентного образа предмета; (iv) представляет собою фундамент для рассудочного механизма рекогниции, идентификации и репродукции, который необходим для предвосхищения будущего опыта и который Эпикур назвал пролепсисом. Выходя за пределы чувственного восприятия, воображение становится продуктивным и чистым и создает искусство. Впрочем, могут быть и крайне негативные последствия такого «трансцендирования».
 
 
Назад к оглавлению