|
Протопопова, Ирина Александровна Платоновский исследовательский научный центр, Российский государственный гуманитарный университет
Сократ как «сущность» и «метод»: эленхос и апория
|
|
Keywords:
Сократ, образ, сущность, метод, эленхос, апория, трансценденция, Socrates, image, essence, method, elenchos, aporia, transcendence
|
«Сократический вопрос» заключается в том, что исходя из дошедших до нас источников найти «исторического» Сократа весьма затруднительно. «Сократы» Платона, Ксенофонта, Аристоксена сильно отличаются друг от друга, но и в рамках сочинений одного автора - Платона - Сократ предстает очень разным: ироник, моралист, гибрист, «законник», майевтик, резонер, апоретик, учитель, софист, мистагог и т.д. В статье выдвигается гипотеза, что Сократ в целом в разных диалогах воплощает движение от сферы к сфере в свете четырехчастного строения сущего в «разделенной Линии» (R. 509-511), представляя собой некую динамическую персонификацию разнонаправленного движения типа Эрота. Фигура Сократа в диалогах всех так называемых трех периодов реализует единую концепцию (эленхос-апория - трансцендирование - ноэсис), в которой апория на уровне предмета и познающего и попытка решить ее ведут к трансцендированию, а оно дает возможность отрефлексировать ноэтическую работу сознания. На материале «Лахета», «Хармида» и «Алкивиада I» рассматривается первая ступень схемы, на которой методы эленхоса и апории демонстрируют «расколотость» и «нехватку» как со стороны предмета познания, так и со стороны познающего. Признание своего незнания по отношению к расколотому предмету и раздвоенному «я» ведет к вопросу о возможности «аутентичного единства» и предмета, и «я», к вопросу о «самом по себе самом» (αὐτὸ ταὐτό) и тем самым - к эйдетике и необходимости трансцендирования как выхода за пределы «сфер сущего», что становится главной темой другого типа диалогов («Пир», «Федр», «Государство»).
|
|
|
|
|
|
|