«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 11 (2019 / 2)

1. Платон и платоноведение

Плешков А. А.

Другая вечность: мгновенность материи у Платона

11–41

 228 KB

Тегос М.

Michalis Tegos

Как «Софист» отвечает «Пармениду», или Почему Единого нет среди великих родов

How does the Sophist reply to the Parmenides? Or, Why the One is not among the Megista Gene

42–73

 196 KB

Гараджа А. В.

Тройной «Ион»: о последних изданиях диалога

74–82

 99 KB

2. Сократ и сократики

Протопопова И. А.

Сократ как «сущность» и «метод»: эленхос и апория

83–98

 121 KB

Прокопов К. Е.

Сократ, ученик Пифагора

99–116

 122 KB

Мочалова И. Н.

Антисфен как наследник Сократа: к вопросу о сократической пайдейе

117–136

 135 KB

Галанин Р. Б.

Две стратегии воспитания: софистическая и сократическая

137–152

 108 KB

Рахманин А. Ю.

Фигуры Сократа и призраки Платона в философии обыденного языка после Витгенштейна

153–174

 133 KB

3. Рецепции платонизма: античность, Ренессанс, современность

Светлов Р. В.

Кинизм и иудаизм в оценке Юлиана Отступника

175–186

 95 KB

Тантлевский И. Р.

Учение Аристотеля о разумной части души в контексте «сотериологии» Платона

187–217

 187 KB

Литвин Т. В.

Длительность вечного: язык вражды в нарративах позднеантичных космологий

218–233

 113 KB

Степанова А. С.

Принцип природосообразности и антропологический вектор скептической мысли (от Секста Эмпирика к Антиоху Аскалонскому и Цицерону)

234–244

 92 KB

Гурьянов И. Г.

Пространственный аспект метафизики платонизма и «величие духа» в философии Фичино

245–275

 185 KB

Никоненко С. В.

К вопросу о платонизме в теории логического языка ранней аналитической философии

276–296

 118 KB

Вахитов Р. Р.

Идеальное Ильенкова с точки зрения платонизма

297–312

 106 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи

Вахитов, Рустем Ринатович
Башкирский государственный университет

Идеальное Ильенкова с точки зрения платонизма

Keywords:
Советский философ Э.В. Ильенков полагал, что Платон, который открыл существование идей, неправильно истолковал бытие идеального. По мнению Ильенкова, только политэкономическая теория Маркса дает ключ к пониманию идеального. Одним из примеров идеального Ильенков считал феномен стоимости, описанный в «Капитале» К. Маркса. Ильенков уподоблял товарно-денежный обмен и обмен веществами между человеком и природой (так Маркс определял труд). Стоимость «появляется» в вещи в процессе рыночного обмена так же, как вещество природы получает отпечаток человеческой идеи в процессе его обработки. Однако эту метафору можно продолжить: стоимости в вещи до рыночного обмена не было. Но на производство вещи был потрачен абстрактный труд, количество которого отражается в стоимости. Точно так же в предмете природы должна быть субстанция, которая потом отобразится в идеальном бытии. Эта субстанция - всеобщая форма вещи, которая представлена в материальном теле другой вещи - в предмете культуры. В процессе такого представления одной вещью всеобщей формы другой вещи и возникает идеальное. Ильенков признавал существование всеобщего в природе, но характеризовал его как материальное бытие. Между тем, эти всеобщие формы и законы обладают всеми параметрами идеального бытия. На это указывали М.А. Лифшиц и А.Ф.Лосев. Таким образом, Ильенкову не удалось опровергнуть платоновскую теорию идей, при этом он дополнил ее важным нюансом.
 
 
Назад к оглавлению