«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 10 (2019 / 1)

1. Платон и платоноведение

Бриссон Л.

Luc Brisson

Международное платоновское общество: история и перспективы

International Plato Society: History and Prospects

11–20

 83 KB

Феррони Л., Масе А.

Lorenzo Ferroni, Arnaud Macé

Новые стратегии чтения платоновского «Иона»

New Strategies for Reading Plato’s Ion

21–34

 113 KB

Музала М. Г.

Melina G. Mouzala

Логос как «сплетение или общность указаний на усию» в «Софисте» Платона

Logos as “weaving together or communion of indications about ousia” in Plato’s Sophist

35–75

 244 KB

Меррей Э.

Elizabeth Murray

Умственное обращение и путь назад у Платона

Intellectual Conversion and the Way Back in Plato

76–88

 95 KB

Серёгин А. В.

Платон об исправительной функции наказания

89–106

 131 KB

2. Платонизм и его рецепция

Бирюков Д. С.

Аристотелевские категории в тринитарном дискурсе в контексте полемики между Евномием и никейцами

107–116

 97 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Kata symbebēkos в аристотелевском учении о физических отклонениях в трактате «О возникновении животных»

Kata symbebēkos in Aristotle’s Teaching on Deformity in GA

117–133

 131 KB

Гурьянов И. Г.

Античные и средневековые теории сперматогенеза в философии Марсилио Фичино

134–157

 148 KB

Тантлевский И. Р.

Концепция Вселенной как божественного «отпечатка» в «Тимее» Платона и в учениях средневековых еврейских мыслителей

158–171

 131 KB

3. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Идеальный наставник в «Философской истории» Дамаския

172–196

 151 KB

Гараджа А. В.

Аристоксен Тарентский о Сократе и Платоне

197–208

 117 KB

4. Рецензии

Протопопова И. А.

Платон: писатель, который изобрел философию. Рецензия на книгу: Люк Бриссон. Платон. Пер. с. фр. О. Алиевой (Москва: Rosebud Publishing, 2019)

209–221

 96 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Тантлевский, Игорь Романович
Санкт-Петербургский государственный университет

Концепция Вселенной как божественного «отпечатка» в «Тимее» Платона и в учениях средневековых еврейских мыслителей

Keywords: Платон, космогония, средневековая еврейская философия, креационизм, Plato, cosmogony, medieval Jewish philosophy, creationism
В статье рассматривается представленная в диалоге «Тимей» (39е-40а, 50c-51b, 92с и др.) концепция мироздания как «отпечатка/оттиска» (ἐκμαγεῖον; употребляется также термин ἐκτύπωμα, «(рельефный) отпечаток»), «отпечатанного» богом-демиургом соответственно «первообразу» (παράδειγμα). Платоновская метафора могла в отдельных аспектах оказать влияние на становление ряда креационистских и эманационно-эмерджентных теолого-философских систем средневековых еврейских мыслителей. В частности, в еврейской средневековой философской литературе неоднократно засвидетельствована корреляция глагола טבע ṭāḇaʿ («отпечатывать», «делать оттиск», «отчеканивать») и однокоренного существительного טבע ṭeḇaʿ (первоначально «чекан на монете»; нечто формируемое: «элемент», «существо», но также и само «вещество»; позднее «естество», «природа»). Во многих контекстах в термине טבע ṭeḇaʿ, употребляемом в значении «природа», имплицитно выявляется и его корневое значение - «отпечаток». Вследствие этого понятие טבע ṭeḇaʿ истолковывалось - мир как «отпечаток» (resp. Вселенная в процессе «отпечатывания»). Не исключено, что отдельные еврейские средневековые мыслители (в частности, Иосиф Гикатилла) могли в своих креационистских и эманационно-эмерджентных доктринах происхождения мира коррелировать в том или ином аспекте Тетраграмматон с платоновским богом-демиургом, אלהים ʾĔlōhîm - «Бога» - с образцом (resp. «первообразом»), по которому «отпечатывается» космос, - в ракурсе уподобления этого образца «отцу» мира (см. Ti. 50d, ср. 48e-49а), а «природу» הטעב haṭ-ṭeḇaʿ, рассматриваемую как божественный «отпечаток», - с космосом как «отпечатком» «первообраза». Образ «природы» как «отпечатка» אלהים - ʾĔlōhîm «Бога», возможно, наводил отдельных еврейских средневековых философов на мысль о Вселенной как экспрессии Бога в Его импрессии.
 
 
Назад к оглавлению