«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 13 (2020 / 2)

1. Платон и платоноведение

Светлов Р. В., Протопопова И. А.

Исследование Платоновского наследия в России: история, современность, перспективы

11–55

 203 KB

Волкова Н. П.

Аристотелевская интерпретация тезиса Протагора и «Теэтет» Платона

56–68

 109 KB

Шевцов К. П.

Человек золотого века: Сократ в диалогах Платона

69–91

 124 KB

Галанин Р. Б.

Риторическое измерение диалога «Лисид»

92–112

 143 KB

Курдыбайло Д. С., Кузютин Д. В.

Кто победил в состязании платоновского «Пира»?

113–137

 438 KB

2. Рецепции платонизма

Серёгин А. В.

Максим Тирский о парадоксах несправедливости (Diss. 12.2-5), или как античные перфекционисты понимали социальную мораль

138–156

 136 KB

Варламова М. Н.

Одушевление эмбриона в комментарии Иоанна Филопона на «О душе» Аристотеля

157–173

 121 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II)

174–208

 192 KB

Золотухина А. И.

Платон во французских риториках xvii века: образец для подражания и вдохновитель обновления

209–230

 153 KB

Протопопов И. А.

Бессмертие души и возможность его теоретического доказательства: Кант и Платон

231–250

 117 KB

Пчелов Е. В.

Платон и пантеон античной науки и философии на Луне

251–257

 72 KB

3. Платон и психоанализ

Напреенко Г. В.

Чего в любви знать невозможно?

258–265

 79 KB

Хахалова А. А.

В поисках иного тела логоса: «Похвала Елене» Горгия

266–284

 127 KB

4. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Дамаский в Афинах: избранные фрагменты его «Философской истории»

285–317

 185 KB

Соколов П. В.

«Трактат о сперме и семени» Аверроэса: эпитома арабской перипатетической эмбриологии xii века

318–333

 140 KB

Гараджа А. В.

Максим Тирский о сократической любви (Or. 18-19)

334–353

 142 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

Дом восходящей философии. Рецензия на книгу: Paul Kalligas, Chloe Balla, Effie Baziotopoulou-Valavani, Vassilis Karasmanis (eds.), Plato’s Academy: Its Workings and Its History. Cambridge University Press, 2020

354–362

 98 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Шевцов, Константин Павлович
Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации

Человек золотого века: Сократ в диалогах Платона

Keywords: Сократ, диалектика, золотой век, демон
В статье фигура Сократа в платоновских диалогах рассматривается как попытка осмысления Платоном сократовского отношения к смерти. В «Апологии» смерть понимается как решающее испытание, которое должно показать верность Сократа избранному им способу мышления и общения с собеседниками. Верность себе вплоть до смерти учреждает собственный смысл, который понимается как выражение божественного предназначения. В «Федоне» Платон дает двойное истолкование этому предназначению: доказательства бессмертия души дают логическую его трактовку, но они составляют лишь введение к описанию молчания Сократа как трансцендентальной основы его уверенности в бессмертии. В диалогах «Пир», «Федр» и «Государство» Платон показывает, что Сократ не только отличается от своих собеседников, но и не вполне принадлежит миру людей. Его отношение к справедливому государству - это отношение учреждающего начала, поэтому к самому Сократу применима процедура диалектического вывода, ведущего от понятий частных наук к беспредпосылочному началу. Образ Сократа собирается из множества знаний и воспоминаний о нем, которые служат предпосылками для восхождения к единству, эйдетической фигуре, выступающей подлинным наставником платоновских диалогов. В «Политике» удвоение фигур старшего и младшего Сократа соотносится с мифом о развороте в движении космоса и о веке Кроноса, когда люди жили от старости к младенчеству. Платон показывает, что время мышления и беседы мыслящих начинает течь в обратную сторону, при этом Сократ предстает человеком золотого века, который после смерти становится демоном, удерживающим связь людей и богов, многообразной речи познания и превосходящей ее истины молчания.
 
 
Назад к оглавлению