«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 13 (2020 / 2)

1. Платон и платоноведение

Светлов Р. В., Протопопова И. А.

Исследование Платоновского наследия в России: история, современность, перспективы

11–55

 203 KB

Волкова Н. П.

Аристотелевская интерпретация тезиса Протагора и «Теэтет» Платона

56–68

 109 KB

Шевцов К. П.

Человек золотого века: Сократ в диалогах Платона

69–91

 124 KB

Галанин Р. Б.

Риторическое измерение диалога «Лисид»

92–112

 143 KB

Курдыбайло Д. С., Кузютин Д. В.

Кто победил в состязании платоновского «Пира»?

113–137

 438 KB

2. Рецепции платонизма

Серёгин А. В.

Максим Тирский о парадоксах несправедливости (Diss. 12.2-5), или как античные перфекционисты понимали социальную мораль

138–156

 136 KB

Варламова М. Н.

Одушевление эмбриона в комментарии Иоанна Филопона на «О душе» Аристотеля

157–173

 121 KB

Ноговицин О. Н.

«Антропологическая парадигма» и парадигматический метод: частная и общая природы в трактате Леонтия Византийского Contra Nestorianos et Eutychianos и школьная неплатоническая философия (II)

174–208

 192 KB

Золотухина А. И.

Платон во французских риториках xvii века: образец для подражания и вдохновитель обновления

209–230

 153 KB

Протопопов И. А.

Бессмертие души и возможность его теоретического доказательства: Кант и Платон

231–250

 117 KB

Пчелов Е. В.

Платон и пантеон античной науки и философии на Луне

251–257

 72 KB

3. Платон и психоанализ

Напреенко Г. В.

Чего в любви знать невозможно?

258–265

 79 KB

Хахалова А. А.

В поисках иного тела логоса: «Похвала Елене» Горгия

266–284

 127 KB

4. Переводы и публикации

Афонасин Е. В.

Дамаский в Афинах: избранные фрагменты его «Философской истории»

285–317

 185 KB

Соколов П. В.

«Трактат о сперме и семени» Аверроэса: эпитома арабской перипатетической эмбриологии xii века

318–333

 140 KB

Гараджа А. В.

Максим Тирский о сократической любви (Or. 18-19)

334–353

 142 KB

5. Рецензии

Алиева О. В.

Дом восходящей философии. Рецензия на книгу: Paul Kalligas, Chloe Balla, Effie Baziotopoulou-Valavani, Vassilis Karasmanis (eds.), Plato’s Academy: Its Workings and Its History. Cambridge University Press, 2020

354–362

 98 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопов, Иван Алексеевич
Санкт-Петербургский государственный университет аэрокосмического приборостроения

Бессмертие души и возможность его теоретического доказательства: Кант и Платон

Keywords: доказательства бессмертия души, паралогизмы, идеи, Кант, Платон
В статье рассматривается проблема опровержения доказательств бессмертия души в философии Канта в соотнесении с основополагающими принципами этих доказательств, выдвинутых Платоном. Кант разделял основные аргументы по доказательству бессмертия души вплоть до написания «Критики чистого разума», что показывают его лекции по психологии середины 70-х годов xviii века. Главным тезисом, который он выдвигает в своих лекциях, а затем опровергает в «Критике чистого разума», выступает положение о субстанциональности души, которая в виде мыслящего себя субъекта познает себя в своем самостоятельном бытии независимо от всякого опыта. Это положение обосновывается основными тезисами платоновских доказательств бессмертия души. Однако, как считает Кант в «Критике чистого разума», то, что самосознание может мыслиться как самостоятельный единый субъект всех возможных своих представлений, вовсе не означает, что оно существует в виде этого субъекта в действительности, независимо от опыта. Вопреки кантовской критической позиции, автор через обращение к кантовским лекциям и положениям философии Платона обосновывает, что субъект может представлять себя и всё остальное сущее в чувственном созерцании, только если изначально мыслит себя в том умопостигаемом бытии, в котором он действительно существует для себя самого не только в виде субъекта, но и в виде субстанции. Разрешение проблемы бессмертия души при этом связано с вопросом возможности познания идей, которые обладают вечным неизменным бытием; между тем, Кант в «Критике чистого разума» отвергает положение о том, что все чувственно воспринимаемые вещи должны постигаться на основании таких идей, которые существуют независимо от нашего рассудка, выступающего у него источником всех понятий.
 
 
Назад к оглавлению