«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 16 (2022 / 1)

1. Платон и платоноведение

Алексеева А. А.

Механизм медиальности в диалоге «Парменид»: фундаментальная схема онтологии и методологии Платона

11–21

 83 KB

Протопопова И. А.

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

22–40

 125 KB

Тихонов А. В.

Платон против богохульства: что следует знать о божественном

41–55

 106 KB

Ельченко П. Г.

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

56–75

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Савельева М. Ю.

Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)

76–97

 131 KB

Колесников И. Д.

Две версии логической структуры поступка в стоицизме

98–117

 130 KB

Степанова А. С.

Идеи Платона как мысли бога: генезис мысленного конструкта от стоиков к Антиоху Аскалонскому

118–130

 99 KB

Щукин Т. А.

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

131–160

 186 KB

Осминская Н. А.

Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница

161–205

 245 KB

Марков А. В.

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

206–225

 124 KB

3. Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

226–245

 118 KB

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 2: Имяславие, исихазм, паламизм в его «Имяславии»(и в «Очерках античного символизма и мифологии»)

246–265

 133 KB

Гравин А. А.

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

266–285

 126 KB

Каяниди Л. Г.

Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»

286–330

 481 KB

4. Платоническая традиция и визуальность

Косякова В. А.

Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья

331–346

 5 MB

Харман Д. Д., Конев А. Н.

Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»

347–382

 6 MB

5. Переводы и публикации

Шмараков Р. Л.

Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)

383–412

 200 KB

Гараджа А. В.

Хрестоматия по грамматике Прокла (Phot. Bibl. 239) (перевод и комментарии)

413–430

 165 KB

6. Рецензии

Мочалова И. Н.

Платонизм в Афинах: от Академии Платона к школам Прокла и Дамаския

431–439

 97 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Щукин, Тимур Аркадьевич
Социологический институт Российской академии наук - филиала ФНИСЦ РАН; Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

Keywords: Иоанн Филопон, Феодор Мопсуестийский, небеса и земля, форма небес, экзегеза
В статье рассматривается учение христианского неоплатоника VI века Иоанна Филопона о форме и движении небес, а также о природе небесных тел. Этому вопросу посвящена книга III его трактата «О сотворении мира». Акцент делается на выявлении оппонентов Иоанна Филопона, традиции, против которой он полемизирует, и круга авторов, которые могут принадлежать к этой традиции. Единственный автор, которого Иоанн Филопон называет напрямую и полемике с которым он посвящает большую часть книги, - это Феодор Мопсуестийский. Александрийский философ, однако, не имеет в виду, что предметом его критики являются только сочинения Феодора: он также неоднократно ссылается на некоторых его безымянных последователей, и какие-то из них даже являются современниками Филопона. В связи с этим возникает необходимость «нарисовать портрет» этих оппонентов и определить, если позволяют источники, против кого именно направлена полемика Иоанна Филопона. Для достижения этой цели в работе выполняются две процедуры. Во-первых, на основе дошедших до нас соответствующих текстов Феодора Мопсуестийского - толкований на книгу Бытия, а также некоторых других экзегетических работ - делается попытка реконструировать учение Феодора Мопсуестийского о природе неба, прежде всего с точки зрения того, насколько адекватно это учение воспроизводится Иоанном Филопоном. Во-вторых, на основе материала 10-й главы книги III трактата сделана попытка выявить те толкования Священного Писания, которые Иоанн Филопон приписывает своим оппонентам, не называя их по имени, и которые, по его мнению, эти оппоненты используют для критики теории шарообразной Земли. В результате удалось найти некоторые параллели неодобряемых им комментариев с толкованиями Феодорита Кирского, Космы Индикоплова, Севериана Габальского, псевдо-Иустина и Олимпиодора Александрийского.
 
 
Назад к оглавлению