«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 16 (2022 / 1)

1. Платон и платоноведение

Алексеева А. А.

Механизм медиальности в диалоге «Парменид»: фундаментальная схема онтологии и методологии Платона

11–21

 83 KB

Протопопова И. А.

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

22–40

 125 KB

Тихонов А. В.

Платон против богохульства: что следует знать о божественном

41–55

 106 KB

Ельченко П. Г.

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

56–75

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Савельева М. Ю.

Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)

76–97

 131 KB

Колесников И. Д.

Две версии логической структуры поступка в стоицизме

98–117

 130 KB

Степанова А. С.

Идеи Платона как мысли бога: генезис мысленного конструкта от стоиков к Антиоху Аскалонскому

118–130

 99 KB

Щукин Т. А.

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

131–160

 186 KB

Осминская Н. А.

Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница

161–205

 245 KB

Марков А. В.

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

206–225

 124 KB

3. Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

226–245

 118 KB

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 2: Имяславие, исихазм, паламизм в его «Имяславии»(и в «Очерках античного символизма и мифологии»)

246–265

 133 KB

Гравин А. А.

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

266–285

 126 KB

Каяниди Л. Г.

Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»

286–330

 481 KB

4. Платоническая традиция и визуальность

Косякова В. А.

Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья

331–346

 5 MB

Харман Д. Д., Конев А. Н.

Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»

347–382

 6 MB

5. Переводы и публикации

Шмараков Р. Л.

Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)

383–412

 200 KB

Гараджа А. В.

Хрестоматия по грамматике Прокла (Phot. Bibl. 239) (перевод и комментарии)

413–430

 165 KB

6. Рецензии

Мочалова И. Н.

Платонизм в Афинах: от Академии Платона к школам Прокла и Дамаския

431–439

 97 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Ельченко, Павел Григорьевич
Санкт-Петербургский государственный университет

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

Keywords: Олимпиодор Младший, неоплатонизм, «Федон», комментарий
От Олимпиодора Младшего, последнего схоларха александрийских неоплатоников, возглавлявшего местную школу во второй половине VI в., до наших дней в разной степени сохранности дошло несколько комментариев к открывавшим неоплатонический куррикулум диалогам Платона «Алкивиад I», «Горгий», «Федон» - все три в форме записанных, вероятно, с голоса конспектов лекционных занятий (πράξεις), включавших в себя как общетеоретическое изложение той или иной темы (θεωρίαι), так и разбор конкретных пассажей из платоновского текста (λέξεις). Находящийся в центре нашего внимания комментарий Олимпиодора Младшего к «Федону», от которого, по оценке его последнего издателя Лендерта Вестеринка, сохранилось менее трети изначального объема, был впервые опубликован в 1847 г. - без комментариев, в контаминированном текстом Дамаския виде. Возможно, именно поэтому этот источник так по-настоящему и не вошел в научный обиход, чего он, несомненно, заслуживает после проделанной в дополненном издании Вестеринка (2009) работы. В статье предпринимается попытка на материале оригинального текста комментария к «Федону» выявить главные особенности экзегетического метода Олимпиодора Младшего и в этой связи ответить на следующие вопросы: что стоит за стремлением к целостному, не старающемуся вычленить важное философское и отбросить второстепенное литературное, пониманию диалогов Платона у Олимпиодора и у современных исследователей; что нового может дать такое рассмотрение в контексте поднимаемого уже античностью вопроса о соотношении литературного и философского в платоновских диалогах; какие выводы относительно соотношения аристотелизма и религиозно-мистериальных элементов в позднем неоплатонизме александрийского извода позволяет сделать то особое внимание, которое Олимпиодор проявляет к художественной стороне сочинений Платона (композиция, стиль, этопея).
 
 
Назад к оглавлению