«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 16 (2022 / 1)

1. Платон и платоноведение

Алексеева А. А.

Механизм медиальности в диалоге «Парменид»: фундаментальная схема онтологии и методологии Платона

11–21

 83 KB

Протопопова И. А.

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

22–40

 125 KB

Тихонов А. В.

Платон против богохульства: что следует знать о божественном

41–55

 106 KB

Ельченко П. Г.

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

56–75

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Савельева М. Ю.

Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)

76–97

 131 KB

Колесников И. Д.

Две версии логической структуры поступка в стоицизме

98–117

 130 KB

Степанова А. С.

Идеи Платона как мысли бога: генезис мысленного конструкта от стоиков к Антиоху Аскалонскому

118–130

 99 KB

Щукин Т. А.

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

131–160

 186 KB

Осминская Н. А.

Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница

161–205

 245 KB

Марков А. В.

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

206–225

 124 KB

3. Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

226–245

 118 KB

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 2: Имяславие, исихазм, паламизм в его «Имяславии»(и в «Очерках античного символизма и мифологии»)

246–265

 133 KB

Гравин А. А.

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

266–285

 126 KB

Каяниди Л. Г.

Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»

286–330

 481 KB

4. Платоническая традиция и визуальность

Косякова В. А.

Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья

331–346

 5 MB

Харман Д. Д., Конев А. Н.

Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»

347–382

 6 MB

5. Переводы и публикации

Шмараков Р. Л.

Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)

383–412

 200 KB

Гараджа А. В.

Хрестоматия по грамматике Прокла (Phot. Bibl. 239) (перевод и комментарии)

413–430

 165 KB

6. Рецензии

Мочалова И. Н.

Платонизм в Афинах: от Академии Платона к школам Прокла и Дамаския

431–439

 97 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

Keywords: «Парменид», эйдос, ум, бытие, одно, иное, хора, «Тимей»
Автор статьи полагает, что главная цель «Парменида» - не логические упражнения, как считали еще некоторые античные комментаторы, а «исследование действительных предметов», как утверждал Прокл (μὴ δεῖ τὴν γυμνασίαν προτίθεσθαι λέγειν αὐτοῖς ὡς σκοπὸν, ἀλλὰ πραγματειώδη πρόθεσίν τινα τοῦ διαλόγου ζητεῖν, In Prm. 638.4-6). Такой действительностью является «бытие умопостигаемого». С этой позиции в статье рассматриваются фрагменты о нахождении одного в себе и в ином (145b5-e5), о движении и покое (145e6-146a7),о тождественном-ином (146a8-147b6), а далее показано, что́ означают указанныефрагмен ты с точки зрения «актов ума». Приводится представление исторического Парменида о неподвижном «бытии ума» и мнение Горгия о невозможности бытию где-либо находиться, из которого следует невозможность бытия. В следующей части статьи анализируется нахождение одного в себе и в ином в соотнесении с фрагментом 146a8-147b6 и показана продуктивность рассмотрения этой проблематики в контексте обсуждения хоры в «Тимее» (51a8-d1). Последняя часть статьи содержит сопоставление данного выше анализа фрагментов «Парменида» и «Тимея» с представлениями Плотина об умопостигаемой материи (Enn. 2.4.1-6) и нерефлексивном бытии ума (1.4.9.14-23, 1.4.10.3-10). На основании проведенного анализа делается вывод о том, что в поздних диалогах Платона сохраняются характеристики «самотождественности» и «независимости» эйдосов, но они обогащены диалектикой ума как «одного» и бытия как «иного».
 
 
Назад к оглавлению