«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 16 (2022 / 1)

1. Платон и платоноведение

Алексеева А. А.

Механизм медиальности в диалоге «Парменид»: фундаментальная схема онтологии и методологии Платона

11–21

 83 KB

Протопопова И. А.

«Онтология ума» в «Пармениде» Платона

22–40

 125 KB

Тихонов А. В.

Платон против богохульства: что следует знать о божественном

41–55

 106 KB

Ельченко П. Г.

Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»

56–75

 130 KB

2. Рецепции платонизма

Савельева М. Ю.

Историческая логика становления диалоговой формы философского мышления (Платон и Марк Аврелий)

76–97

 131 KB

Колесников И. Д.

Две версии логической структуры поступка в стоицизме

98–117

 130 KB

Степанова А. С.

Идеи Платона как мысли бога: генезис мысленного конструкта от стоиков к Антиоху Аскалонскому

118–130

 99 KB

Щукин Т. А.

Иоанн Филопон и его оппоненты: спор о природе небес и небесных светил в 3-й книге трактата «Об устроении мира»

131–160

 186 KB

Осминская Н. А.

Платонические мотивы в эвдемонистической этике Г.В. Лейбница

161–205

 245 KB

Марков А. В.

Плотин, Элитис и «отказ трудиться»

206–225

 124 KB

3. Платонизм в русской философии

Петрова Л. А.

Имя Божие и божественная энергия в философии языка С.Н. Булгакова

226–245

 118 KB

Бирюков Д. С.

Рецепция паламизма в имяславском наследии А.Ф. Лосева. Часть 2: Имяславие, исихазм, паламизм в его «Имяславии»(и в «Очерках античного символизма и мифологии»)

246–265

 133 KB

Гравин А. А.

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

266–285

 126 KB

Каяниди Л. Г.

Мифопоэтика русского символизма и космология Платона: поэма Вячеслава Иванова «Сон Мелампа» в свете диалогов «Тимей» и «Государство»

286–330

 481 KB

4. Платоническая традиция и визуальность

Косякова В. А.

Иероним Босх: между рецепцией и конструированием неоплатонизма в визуальной культуре позднего Средневековья

331–346

 5 MB

Харман Д. Д., Конев А. Н.

Пандемос-старуха: трансформация неоплатонической концепции земной любви в гравюре Альбрехта Дюрера «Ведьма»

347–382

 6 MB

5. Переводы и публикации

Шмараков Р. Л.

Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)

383–412

 200 KB

Гараджа А. В.

Хрестоматия по грамматике Прокла (Phot. Bibl. 239) (перевод и комментарии)

413–430

 165 KB

6. Рецензии

Мочалова И. Н.

Платонизм в Афинах: от Академии Платона к школам Прокла и Дамаския

431–439

 97 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Гравин, Артём Андреевич
Институт мировой литературы им. А.М. Горького РАН; Социологический институт Российской академии наук - филиала Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН

Осмысление имяславия в современной отечественной лингвофилософии

Keywords: имяславие, философия имени, современная русская лингвофилософия
В статье рассматриваются лингвофилософские основания имяславия и выделяются версии основанной на этом явлении онтологии языка. Одной из первых «имяславских» попыток осмысления природы языка осуществил иеросхимонах Антоний Булатович. Онтологически относительно языка он выделял следующие уровни: нетварные «мысли» Бога, тварные идеи, слова человеческого языка. Систематическое построение онтологии имени осуществлялось русскими религиозными философами (Флоренский, Булгаков, Лосев) и основывалось на интуициях апологетов (Булатович, Муретов, Новоселов). В статье также описываются на основании осмысления имяславия представителями современной отечественной лингвофилософии (Гоготишвили, Постовалова, Резниченко) различные версии онтологии языка, отличающиеся границей употребления языка (от чувственных слов до нетварной реальности), широтой лингвистической иерархии (наличие/отсутствие «идеальных» языков), статусом коммуникативного «я» по отношению к языку (присутствие/отсутствие). При этом показано, что более «высокий» онтологический статус первоязыка (вплоть до нетварных божественных реалий) подразумевает более высокий коммуникативный потенциал версии онтологии имени. Это позволяет установить не только особенности онтологии имени в том или ином подходе к имяславию, но и зафиксировать его прагматическое и коммуникативное измерения (в религиозной перспективе - лингвофилософское измерение молитвы).
 
 
Назад к оглавлению