|
Прокопенко, Владимир Владимирович Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина
Платон, ироник?
|
|
Keywords:
Платон, ирония, майевтика, педагогическая гипотеза
|
В работе рассматривается понятие иронии Платона. Поскольку не существует общей теории иронии, а само понятие иронии трудноопределимо, возникает множество вопросов: «Можем ли мы относиться к Платону как к ироническому философу в шлегелевском смысле? Использует ли Платон иронию в качестве чисто риторической фигуры? Кому принадлежит ирония - историческому Сократу или, в соответствии с «принципом рупора», Сократу как литературному образу диалогов Платона? Каковы роль и назначение иронии в диалогах Платона? Как ирония связана с анонимностью Платона? Автор предлагает преодолеть эти трудности обращением к прагматике текстов Платона: диалоги рассматриваются в качестве учебных упражнений, а ирония Платона - как инструмент воспитания. Отсюда в статье утверждается полифоничность и многослойность иронии у Платона. Следовательно, ирония выступает в качестве своего рода провокации к самостоятельному мышлению. Это ее главная, но далеко не единственная роль.
|
|
|
|
|
|
|