«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 4 (2016 / 1)

1. Платон и проблемы платоноведения

Прокопенко В. В.

Платон, ироник?

11–23

 85 KB

Богатов М. А.

Достаточность философского высказывания у Платона

24–37

 96 KB

Серёгин А. В.

Неморальное благо и зло в этике Платона

38–63

 133 KB

2. Неоплатонизм и патристика

Литвин Т. В.

Платонизм в учении Августина о памяти и времени: возможность феноменологической интерпретации

64–75

 81 KB

Петров В. В.

Философский дискурс как гимнословие в позднем платонизме и «Ареопагитском корпусе»

76–97

 125 KB

Петрова М. С.

Рецепция текстов Аристотеля в латинском платонизме Поздней Античности

98–117

 133 KB

Афонасин Е. В.

«О том, что наилучший врач также и философ»: заметка о враче неоплатонике

118–129

 87 KB

Фокин А. Р.

Модусы сущего и не сущего у Мария Викторина

130–169

 191 KB

Бирюков Д. С.

Линии проблематики универсалий у Григория Паламы

170–184

 103 KB

3. Платонизм в мировой философии и культуре

Бронников А. В.

Платонизм и маргинальность слова

185–200

 92 KB

Вахитов Р. Р.

Евразийцы и Платон: от тирании к «аристократии духа»

201–210

 83 KB

4. Переводы и публикации

Гёте И. В., Гараджа А. В.

Платон как товарищ христианскому откровению (1796, по поводу одного перевода) (пер. А. Гараджи)

216–223

 91 KB

Гёте И. В.

Goethe J. W.

Платон как товарищ христианскому откровению (1796, по поводу одного перевода)

Plato, als Mitgenosse einer christlicher Offenbarung (Im Jahre 1796 durch eine Übersetzung veranlaßt)

224–228

 48 KB
 
 
Аннотация статьи Следующая статья

Прокопенко, Владимир Владимирович
Харьковский национальный университет имени В.Н. Каразина

Платон, ироник?

Keywords: Платон, ирония, майевтика, педагогическая гипотеза
В работе рассматривается понятие иронии Платона. Поскольку не существует общей теории иронии, а само понятие иронии трудноопределимо, возникает множество вопросов: «Можем ли мы относиться к Платону как к ироническому философу в шлегелевском смысле? Использует ли Платон иронию в качестве чисто риторической фигуры? Кому принадлежит ирония - историческому Сократу или, в соответствии с «принципом рупора», Сократу как литературному образу диалогов Платона? Каковы роль и назначение иронии в диалогах Платона? Как ирония связана с анонимностью Платона? Автор предлагает преодолеть эти трудности обращением к прагматике текстов Платона: диалоги рассматриваются в качестве учебных упражнений, а ирония Платона - как инструмент воспитания. Отсюда в статье утверждается полифоничность и многослойность иронии у Платона. Следовательно, ирония выступает в качестве своего рода провокации к самостоятельному мышлению. Это ее главная, но далеко не единственная роль.
 
 
Назад к оглавлению