«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Резвых, Татьяна Николаевна
Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

Keywords: сознание, субъект, идея, познание, деятельность, субстанция, жизнь, consciousness, subject, idea, knowledge, activity, substance, life
В статье рассматривается концепция сознания, сформулированная в статье С. Франка «О критическом идеализме» (1904). Франк понимает сознание как духовную жизнь. Это понимание сознания фактически восходит к Плотину, хотя излагается Франком с опорой на идеи И.Г. Фихте, В. Шуппе и В. Лотце. Франк опирается на концепцию «критического идеализма», сформулированную Фихте. В ее основе лежит идея абсолютного сознания. Понятие сознания как деятельности у Лотце связано с введенным им понятием «значимости» (das Gelten). Сознание есть то, в чем оно проявляется, т.е. деятельность по воплощению духовных ценностей. Далее в статье речь идет о концепции субъекта у Шуппе. Познающий субъект мыслится Шуппе как первичный принцип, находящийся за пределами противоположности субъективного (познающего) и объективного (познаваемого), фактически как абсолютное. Общая черта в моделях Фихте, Шуппе и Лотце - отказ понимать сознание как субстанцию. Вслед за ними и Франк понимает сознание не как субстанцию или вещь, а как духовную жизнь.
 
 
Назад к оглавлению