«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 7 (2017 / 2)

1. Платон и платоноведение

Протопопова И. А., Гараджа А. В.

«Гиппий Больший»: комедия и двойники Сократа

11–32

 137 KB

Прокопов К. Е.

Некромантия Сократа? Ψυχαγωγία в «Федре» Платона

33–54

 142 KB

Галанин Р. Б.

Незнание истины - зло: об истоках этики Сократа

55–70

 99 KB

Гараджа А. В.

Философы себе замутят государство (R. 540e)?

71–83

 222 KB

2. Сократические школы

Светлов Р. В.

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

84–96

 90 KB

Алымова Е. В.

Эсхин из Сфетта и традиция сократического диалога

97–116

 120 KB

Караваева С. В.

Ἀρετή воина: «Одиссей» и «Аякс» Антисфена и воин-страж Платона

117–126

 80 KB

3. Рецепции платонизма

Макарова И. В.

Аристотелевский миф о пещере

127–146

 111 KB

Даровских А. А.

Andrey Darovskikh

Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского

Aetiology of the Soul-Body Connection in Nemesius of Emesa’s Embryology

147–156

 83 KB

Гурьянов И. Г.

Понимание материальности и телесности в антропологии Марсилио Фичино

157–187

 161 KB

Куликов С. Б.

Рецепции афинского неоплатонизма в современной культуре

188–197

 85 KB

4. Платонизм и руская философия

Резвых Т. Н.

Семен Франк и его путь к Плотину: роль идей Фихте, Шуппе и Лотце в статье «О критическом идеализме» (1904)

198–207

 73 KB

Вахитов Р. Р.

Теория сословного общества: Платон и С.Г. Кордонский

208–227

 115 KB

Угольников Ю. А.

Платон, Сократ и Христос у Я.Э. Голосовкера

228–243

 88 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Светлов, Роман Викторович
Санкт-Петербургский государственный университет. Русская христианская гуманитарная академия

Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта

Keywords: Сократ, сократики, Херефонт, афинская комедия, диалектика и психагогия, Socrates, Socratics, Chaerephon of Sphettus, Athenian comedy, dialectics and psychagogy
Занятия философией в сократовском (и пифагорейском) контексте по-разному шаржируются Аристофаном в «Облаках» и в «Птицах». В первом случае философия изображается как забота о своем скудном, неряшливом обиходе, дальше которого сознание Сократа и Херефонта не заходит. Возможно, Аристофан пародирует здесь сократовское требование самопознания и протагоровский принцип «человека-меры». Образ Херефонта демонстрирует, до какого состояния «опускается» друг философа. В «Птицах» философия сравнивается с психагогией и некромантией. Ученики Сократа выступают в качестве объектов и инструментов гадания, которое оказывается сатирой на диалектические беседы. Психагогия - аналог сократической майевтики, а некромантия - ирония над теми выводами и знаниями, к которым приходят души людей, занимающихся философией. Это означает, что «сократический дискурс» оставался герметично закрыт для большинства афинян (что только подтвердилось во время суда над Сократом). А поклонники Сократа воспринимались в лучшем случае как чудаки. Образ Херефонта, присутствующий в обеих комедиях, сохранил в себе эти качества нелепости и чудачества.
 
 
Назад к оглавлению