|
Светлов, Роман Викторович Санкт-Петербургский государственный университет. Русская христианская гуманитарная академия
Легко ли (было) быть «сократиком»? Пристрастный взгляд комедии на Херефонта из Сфетта
|
|
Keywords:
Сократ, сократики, Херефонт, афинская комедия, диалектика и психагогия, Socrates, Socratics, Chaerephon of Sphettus, Athenian comedy, dialectics and psychagogy
|
Занятия философией в сократовском (и пифагорейском) контексте по-разному шаржируются Аристофаном в «Облаках» и в «Птицах». В первом случае философия изображается как забота о своем скудном, неряшливом обиходе, дальше которого сознание Сократа и Херефонта не заходит. Возможно, Аристофан пародирует здесь сократовское требование самопознания и протагоровский принцип «человека-меры». Образ Херефонта демонстрирует, до какого состояния «опускается» друг философа. В «Птицах» философия сравнивается с психагогией и некромантией. Ученики Сократа выступают в качестве объектов и инструментов гадания, которое оказывается сатирой на диалектические беседы. Психагогия - аналог сократической майевтики, а некромантия - ирония над теми выводами и знаниями, к которым приходят души людей, занимающихся философией. Это означает, что «сократический дискурс» оставался герметично закрыт для большинства афинян (что только подтвердилось во время суда над Сократом). А поклонники Сократа воспринимались в лучшем случае как чудаки. Образ Херефонта, присутствующий в обеих комедиях, сохранил в себе эти качества нелепости и чудачества.
|
|
|
|
|
|
|