|
Стрельцов, Алексей Михайлович Институт философии и права Сибирского отделения Российской академии наук
Эпистемологическая триада в «Сократических достопамятностях» И.Г. Гамана
|
|
Keywords:
Гаман, Сократ, «Сократические достопамятности», самопознание, незнание, вера, даймон, Genius
|
В дебютном сочинении 1759 г. «Сократические достопамятности» (Sokratische Denkwürdigkeiten) кенигсбергский литератор Иоганн Георг Гаман, использовав «метасхематический» метод непрямой коммуникации, предпринял попытку интерпретации сократического незнания в целях апологетики собственного мировоззрения перед рижским предпринимателем И.К. Беренсом и философом И. Кантом. Гаман предложил трактовку, достаточно сильно расходившуюся с общепринятым в 18-м веке образом Сократа, которого полагали «человеком разума» par excellence. Парадокс провозглашения Пифией мудрейшим человека, который сказал о себе, что «ничего не знает», выявляет принцип единства противоположностей. Для реализации своей программы Гаман использует в том числе философов Нового времени, среди которых нужно выделить Ф. Бэкона и особенно Д. Юма, оказавшего значительное влияние на понимание Гаманом «веры» в ее отношении к разуму. Согласно Гаману, Сократ достиг предела на пути самопознания, признав или «уверовав» в свое незнание. Для выхода из тупика ему было необходимо использование внешней силы (даймона), что было эквивалентно столь нелюбимой деятелями Просвещения опоре на традицию и «внешний авторитет». Незнание Сократа было не просто частичным или недостаточным знанием, но незнанием полным: незнанием как ощущением (Empfindung), — представляя собой конечный итог его развития и в то же время бросая вызов его собеседникам софистам, которые в отличие от Сократа не дошли до пределов самопознания. Предложенная Гаманом эпистемологическая триада «самопознания – незнания – познанности» переносит исторического Сократа в его собственную систему координат, добавляя ключевое понятие «веры» (Glaube) к контексту дискуссии Гамана с представителями Просвещения. Не будучи иррационалистом, Гаман в то же время подчеркивает внерациональный аспект самопознания, который не был чужд Античности, но шел вразрез с установками Просвещения.
|
|
|
|
|
|
|