|
Курдыбайло, Дмитрий Сергеевич Русская христианская гуманитарная академия; Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
Тантлевский, Игорь Романович Санкт-Петербургский государственный университет
О критике скептической философии в позднем неоплатонизме
|
|
Keywords:
неоплатонизм, скептицизм, комментаторы Аристотеля, эпистемология, критика, Пиррон, Аммоний
|
В многочисленных комментариях на трактаты Аристотеля александрийских неоплатоников V-VI вв. н.э. содержится ряд свидетельств об античном скептицизме. Примечательно, что эти свидетельства гораздо более кратки, чем у Диогена Лаэртского и тем более Секста Эмпирика. Тем не менее, структура критических пассажей неоплатонических комментариев и выбор обсуждаемых тем позволяет сделать несколько заключений. Во-первых, вполне отчетливо прослеживается стремление александрийских комментаторов «оправдать» Платона от обвинения в приверженности его самого к скептицизму, известного еще со времен среднего платонизма. Во-вторых, неоплатоническая критика касается только тех воззрений скептиков, которые затрагивают вполне определенные эпистемологические проблемы. В первую очередь, это дуализм материальных предметов и рациональной души человека. Поскольку этот дуализм принимается скептиками в виде, очень сходном с тем, как он понимался в школьном платонизме, александрийцы прикладывают заметные усилия, чтобы различить скептическую и платоническую версии метафизического дуализма. Когда речь идет об абстрактных истинах и общих понятиях, неоплатоническая критика убедительно проводит разграничение двух философских позиций. Но в отношении частных материальных предметов аргументация оказывается менее уверенной, часто подменяясь ссылками на очевидность повседневного опыта. Эта же проблема, только без привязки к скептической традиции, обсуждалась в афинском неоплатонизме и получила решение благодаря учению о теургическом символе. В Афинской школе была разработана концепция, объясняющая, как умопостигаемые боги могут познавать материальные предметы даже без непосредственного их восприятия органами чувств, и этот способ рассуждения при необходимости может быть распространен и на рациональную душу человека. Сопоставление неоплатонизма Александрийской и Афинской школ с античным скептицизмом позволяет восстановить ряд особенностей грекоязычной интеллектуальной культуры IV-VI вв. н.э.
|
|
|
|
|
|
|