|
Ельченко, Павел Григорьевич Санкт-Петербургский государственный университет
Платон-мыслитель и Платон-писатель: Олимпиодор Младший о соотношении философского и художественного в диалоге «Федон»
|
|
Keywords:
Олимпиодор Младший, неоплатонизм, «Федон», комментарий
|
От Олимпиодора Младшего, последнего схоларха александрийских неоплатоников, возглавлявшего местную школу во второй половине VI в., до наших дней в разной степени сохранности дошло несколько комментариев к открывавшим неоплатонический куррикулум диалогам Платона «Алкивиад I», «Горгий», «Федон» - все три в форме записанных, вероятно, с голоса конспектов лекционных занятий (πράξεις), включавших в себя как общетеоретическое изложение той или иной темы (θεωρίαι), так и разбор конкретных пассажей из платоновского текста (λέξεις). Находящийся в центре нашего внимания комментарий Олимпиодора Младшего к «Федону», от которого, по оценке его последнего издателя Лендерта Вестеринка, сохранилось менее трети изначального объема, был впервые опубликован в 1847 г. - без комментариев, в контаминированном текстом Дамаския виде. Возможно, именно поэтому этот источник так по-настоящему и не вошел в научный обиход, чего он, несомненно, заслуживает после проделанной в дополненном издании Вестеринка (2009) работы. В статье предпринимается попытка на материале оригинального текста комментария к «Федону» выявить главные особенности экзегетического метода Олимпиодора Младшего и в этой связи ответить на следующие вопросы: что стоит за стремлением к целостному, не старающемуся вычленить важное философское и отбросить второстепенное литературное, пониманию диалогов Платона у Олимпиодора и у современных исследователей; что нового может дать такое рассмотрение в контексте поднимаемого уже античностью вопроса о соотношении литературного и философского в платоновских диалогах; какие выводы относительно соотношения аристотелизма и религиозно-мистериальных элементов в позднем неоплатонизме александрийского извода позволяет сделать то особое внимание, которое Олимпиодор проявляет к художественной стороне сочинений Платона (композиция, стиль, этопея).
|
|
|
|
|
|
|