|
Шмараков, Роман Львович Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»
Исаак из Стеллы. Послание о душе (перевод и комментарии)
|
|
Keywords:
Шартрская школа, Августиновская традиция, силы души, добродетели, великая цепь бытия
|
Публикация представляет собой комментированный перевод «Послания о душе» Исаака из Стеллы. Исаак, аббат цистерцианского монастыря Стелла близ Пуатье - один из самых выдающихся мыслителей платонического толка в середине XII в., во многом близкий к так называемой Шартрской школе (Теодорих Шартрский, Гильом Коншский). Его литературное наследие демонстрирует знакомство с большим корпусом текстов платонической традиции («Тимей», Калкидий, Макробий, Боэций), равно как и с восходящей к Аристотелю перипатетической терминологией, усвоенной философами-неоплатониками. Исаак отличает природные свойства души от акцидентальных. Акцидентальные - это добродетели (virtutes), в учении о которых Исаак соединяет стоические элементы с представлениями, усвоенными из Ареопагитского корпуса: главная функция добродетели - анагогическая, она призвана помочь человеку подняться к Богу. Природные свойства - это платоническая триада из разумности, вожделения и гневливости (rationabilitas, concupiscibilitas и irascibilitas). Познавая себя, душа узнает и устройство мира (поскольку душа и мир устроены аналогично) и возвращается к Богу (поскольку обнаруживает в себе Его образ и подобие). Разумность восходит к Богу пятью ступенями: телесным чувством, воображением, рассудком, интеллектом и интеллигенцией. А аффективная сфера - четырьмя основными аффектами: радостью, надеждой, скорбью и страхом. С темой самопознания у Исаака связаны два старинных платонических образа: человека как «малого мира» и «золотой цепи». Эта восходящая к Гомеру метафора, востребованная неоплатониками (например, Макробием) и воскрешенная современниками Исаака (Гильомом Коншским, Бернардом Сильвестром), обозначает космологическую связь всех вещей и путь познания, которым душа возвращается к своей первопричине.
|
|
|
|
|
|
|