Keywords:
метод гипотез, Парменид, Платон, знаки сущего, the method of hypotheses, Parmenides, Plato, signs of being
|
В B 8.1-5 DK Парменид перечисляет знаки сущего, которые нужно рассматривать как посылки доказательства, которое разворачивается в B 8.6-52 DK. В результате этой процедуры в строках B 2.3 и B 2.5 DK будут восстановлены субъект и предикат, и тогда станет ясно, что же именно существует и каким образом. Однако на начало доказательства у нас есть 2 неизвестных - что существует (субъект) и каким образом, и также имеется проблема - субъект поиска либо существует, либо не существует. Известно, что для такого рода ситуаций - когда осуществляется познание неизвестного, которые сопровождаются некоторой проблемой, и для их решения формулируется гипотеза, которая, в свою очередь, недоказуема, непроверяема и не самоочевидна - Платон использовал метод гипотез. Я полагаю, что доказательство Парменида можно представить как метод гипотез. Если уточнять сущность этого метода через его возможные истоки в греческой математике, то нужно добавить также отсутствие аксиоматики и возможность обращения к эмпирическим подтверждениям, что также характерно для парменидовского подхода. Структуру рассуждения в Истине Парменида можно представить как метод гипотез, развертывание метода представляется следующим образом: Гипотеза 1 (B 6.1-2; B 7 DK): то, что высказывается и мыслится, - есть. Гипотеза 2 (B 8.1-5 DK), о «знаках сущего». Гипотеза 3 (B 8.6 DK, etc.), устраняющая возможность не-есть. Все гипотезы, выдвигаемые Парменидом, следует рассматривать как двойные - любое его утверждение о сущем сопровождается комплементарной, уточняющей гипотезой о не-сущем, что обусловлено обозначенной выше проблемой. Такая трактовка позволяет еще раз опровергнуть заявление о тавтологии у Парменида в B 2.3 и B 2.5, уточнить суть и структуру доказательства в поэме, а также дает основания еще раз уточнить истоки гипотетического метода у Платона.
|