«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 21 (2024 / 2)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные перекличкии философские пересечения (часть 2)

11–40

 174 KB

Богомолов А. В., Светлов Р. В.

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

41–53

 102 KB

Семенов В. Е.

Первоначало субъективности у Платона и Канта

54–73

 131 KB

Рецепции платонизма

Антонюк М. В.

Описание философской школы Платона в сирийском трактате «Причина основания школ»

74–91

 141 KB

Колесников И. Д.

Театральные, игровые и зрелищные метафоры у Эпиктета

92–112

 176 KB

Галанин Р. Б.

Еврейская идентичность и греческая пайдейя: случай Филона Александрийского

113–144

 194 KB

Щербаков Ф. Б.

Allegoria sub specie aeternitatis: категории пространства и времени в позднеантичной аллегорической литературе.

145–172

 153 KB

Щукин Т. А.

Читали ли «Халдейские оракулы» в x веке? Свидетельство Симеона Нового Богослова

173–199

 158 KB

Сенина Т. А.

Христиане как новые софисты: критика христианства в платонической философии Георгия Гемиста Плифона

200–222

 151 KB

Рецепции платонизма в Новое время

Михайловский А. С.

«Евклидовы просветления» Томаса Гоббса: от геометрического идеала доказательства к идеалу геометрии как науки о действительности

223–261

 207 KB

Гурьянов И. Г., Михайловский А. С.

Медицина и риторика: эпидемии как вызов для «наук о контингентном» xv–xvii вв.

262–300

 209 KB

Бегичев А. Д., Мочалова И. Н.

«Метафизические уроды» и их потомство: критика неоплатонизма И.М. Скворцовым в контексте развития русской духовно-академической философии xix века

301–322

 135 KB

Переводы и публикации

Соколов П. В.

Гильом де Лёс. «Комментарий на Книгу о причинах», Cod. Borgh. 352 fols. 65v–68r (текст и перевод)

323–363

 214 KB

Месяц С. В.

Аристотель. О сновидениях (перевод и комментарии)

364–387

 172 KB

Гараджа А. В.

«Толкование Халдейских оракулов» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

388–417

 214 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Богомолов, Алексей Владимирович
Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина

Светлов, Роман Викторович
Санкт-Петербургский государственный университет

Диалог «Филеб» в дискурсе платоновской апофатики: историко-философский анализ

Keywords: апофатика, Платон, небытие, «Филеб», «Софист»
Реконструкция платоновской апофатики предполагает ответ на вопрос о взаимосвязи трактовок апофатического в различных диалогах. В диалоге «Филеб» апофазис представлен в нескольких аспектах. Одним из ключевых понятий является «беспредельное» (apeiron), которое имеет семантические коннотации с платоновской концепцией ничто, представленной в «Софисте». Источниками платоновской интерпретации беспредельного являются трактовки Анаксимандра, Анаксимена, Филолая и, как показывается впервые, учение о двух видах пустоты в философии атомистов. Иным аспектом рецепции идей досократиков в диалоге является влияние философии Парменида. Акцент на апофатическом в поэме очевиден, поскольку она и имплицитно, и эксплицитно содержит диалектику бытия и небытия, которая, в свою очередь, служит одной из предпосылок как понимания ничто в «Софисте», так и рассуждений о благе и удовольствии в «Филебе». Важной также является проблема «третьего пути» в тексте «Поэмы» Парменида. В «Филебе» виден тот же методологический инструментарий, что и в «Софисте»: разумение и благо требуют для своего существования чего-то иного. Следовательно, «беспредельное» в «Филебе» имеет своими предпосылками и досократическую апофатику.
 
 
Назад к оглавлению