«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 20 (2024 / 1)

Платон и платоноведение

Алиева О. В.

Новая количественная модель Платоновского корпуса 1: Pseudoplatonica: проблемы происхождения и датировки

11–39

 203 KB

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные переклички и философские пересечения (часть 1)

40–78

 208 KB

Глушко С. П., Тарабанов Н. А.

Дилемма Евтифрона и критика антиреализма

79–100

 127 KB

Карсеев А. А.

Τἀγαθόν в «Государстве» Платона и проблема его запредельности

101–128

 2 MB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Кинед и (транс)гендерная субъективность: к интерпретации диалога «Горгий», 494e

129–160

 195 KB

Мочалова И. Н.

Субъект воспитания в Афинах IV века до н.э.: идеалы и практика

161–179

 123 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Исторический нарратив и символизм чисел в поздней античности

180–199

 142 KB

Курдыбайло Д. С., Шмонин Д. В.

О возможном источнике «неподобных подобий» у Псевдо-Дионисия

200–218

 311 KB

Ноговицин О. Н.

Одновременность соотнесенных: Аристотель, неоплатонические комментаторы и Георгий Гемист Плифон

219–247

 162 KB

Семиколенных М. В.

«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In calumniatorem Platonis Виссариона Никейского

248–269

 149 KB

Гурьянов И. Г.

Хирургия и эпидемии: осмысление инвазивных методов в «Совете, как противостоять чуме» Марсилио Фичино

270–300

 193 KB

Платонизм: интерпретации и рецепции в XX веке

Косякова В. А.

Пролетарская «неоикона»: метафизический свет электричества на картине «Восстание» Климента Редько

301–311

 409 KB

Гравин А. А.

Типология мифов А.Ф. Лосева: реконструкция схемы и основных принципов

312–333

 369 KB

Исмиева В. М.

Отражение философских концептов и метафор Платона в романе-эпопее Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

334–355

 131 KB

Переводы и публикации

Гараджа А. В.

«Тимофей, или О демонах» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

356–389

 220 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Протопопова, Ирина Александровна
Российский государственный гуманитарный университет

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные переклички и философские пересечения (часть 1)

Keywords: «Протагор», «Пир», добродетель, знание, мистерия, комедия
В настоящем исследовании рассматриваются взаимосвязи диалогов «Пир» и «Протагор», из которых последний, как доказывает автор, представляет собой своего рода анти-«Пир». В них присутствуют одни и те же участники — больше таких совпадений нет ни в каких других диалогах. Спрашивается: зачем и почему это нужно Платону? Исследователи подчеркивают другие аспекты сходства «Протагора» и «Пира», включая фронтонную композицию, мотив приема в доме богатого человека, агон речей, выбор и описание персонажей. Все разного рода «литературно-драматические» переклички «Протагора» и «Пира», свойственные именно этим двум диалогам, продиктованы важнейшим философским смыслом: так называемая «добродетель», аретэ, не обусловлена рациональным знанием и не появляется в результате «научения», на чем настаивает в начале диалога Протагор и к чему в финале якобы склоняется Сократ. Наоборот, аретэ представляет собой динамическую «эротическую структуру», описанную в «Пире». Эротическую — поскольку эрос у Платона представляет собой мистериальную метафору трансцендирования, выхода за пределы иллюзорных сфер сущего. Этот выход означает «смерть» миметического и «рождение» подлинного субъекта, связанного с истинной аретэ, а не с «призрачной». Переклички этих диалогов нужны для сопоставления «рациональной» субъектности и мистериальной, то есть «трансцендирующей». Поэтому «Пир» можно рассматривать как философскую мистерию, а «Протагор» — как своего рода «анти-мистерию» и «анти-пир». О празднично-мистериальных и симпотических контекстах «Пира» и «Протагора» говорилось немало. Что касается связи этих контекстов с внутренним философским противопоставлением «знания» и «добродетели» в «Протагоре» и «Пире», наиболее близкая автору «эротическая» интерпретация обнаруживается только в статье Ф. Гонсалеса, и эта интерпретация поддерживается и развивается в настоящем исследовании. В первой его части рассматриваются конкретные переклички и аллюзии двух диалогов в связи с темой праздников, мистерий, пира и комедии; во второй будет показано, как это связано в «Протагоре» и «Пире» с темой «добродетели» и «знания».
 
 
Назад к оглавлению