|
Исмиева, Валерия Мамедовна Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского
Отражение философских концептов и метафор Платона в романе-эпопее Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»
|
|
Keywords:
платоновская метафора пещеры, Дж.Р.Р. Толкин, «Властелин Колец», симулякр, тирания, этика
|
Философичный эпос-фэнтези Толкина — это многослойный метафорический текст, предоставляющий богатые возможности как для различных аллюзий, так и для интерпретаций, в результате чего он неоднократно подвергался анализу с позиций различных гуманитарных дисциплин (психологии, религиоведения, филологии, философии). Наибольшее внимание в статье уделено интерпретации Толкином платоновской метафоры пещеры. В романе образ пещеры сквозной, его основной смысл — обозначение и символизация этапов преодоления собственных заблуждений главными героями (Фродо, его друзьями, Гэндальфом и др.), что связано с повышением осознанности выбора и этического энтузиазма. Темы пещеры и магического артефакта Гига в толкиновском дискурсе тесно переплетены, что усиливает проблематизацию отказа от захвата господства и невозможность самопознания и принятия истины без следования этическим принципам; согласно тексту Толкина, отсутствие понимания и поддержания этой связи неизбежно приводит к тирании, безумию и смерти. В то же время противопоставление добра и зла приобретает в романе новый оттенок бинарной оппозиции живого-неживого, подлинного-неподлинного в связи с интерпретацией созданий Саурона и его самого как своего рода симулякров. Прослеживаются также некоторые параллели с текстами Платона: композиционным построением «Государства» (начало и конец рассказа о путешествии Фродо), элементами видения Эра (в связи с исчезновением и преображением Гэндальфа), рассуждениями Гэндальфа в духе сократического диалога и некоторые другие. Отмечена инверсия метафоры философского путешествия: ради восстановления справедливости и спасения жизней обитателей Средиземья Фродо и хранители Кольца совершают не восхождение, но нисхождение в инфернальные слои бытия, однако это сопровождается их этическим ростом.
|
|
|
|
|
|
|