«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 20 (2024 / 1)

Платон и платоноведение

Алиева О. В.

Новая количественная модель Платоновского корпуса 1: Pseudoplatonica: проблемы происхождения и датировки

11–39

 203 KB

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные переклички и философские пересечения (часть 1)

40–78

 208 KB

Глушко С. П., Тарабанов Н. А.

Дилемма Евтифрона и критика антиреализма

79–100

 127 KB

Карсеев А. А.

Τἀγαθόν в «Государстве» Платона и проблема его запредельности

101–128

 2 MB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Кинед и (транс)гендерная субъективность: к интерпретации диалога «Горгий», 494e

129–160

 195 KB

Мочалова И. Н.

Субъект воспитания в Афинах IV века до н.э.: идеалы и практика

161–179

 123 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Исторический нарратив и символизм чисел в поздней античности

180–199

 142 KB

Курдыбайло Д. С., Шмонин Д. В.

О возможном источнике «неподобных подобий» у Псевдо-Дионисия

200–218

 311 KB

Ноговицин О. Н.

Одновременность соотнесенных: Аристотель, неоплатонические комментаторы и Георгий Гемист Плифон

219–247

 162 KB

Семиколенных М. В.

«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In calumniatorem Platonis Виссариона Никейского

248–269

 149 KB

Гурьянов И. Г.

Хирургия и эпидемии: осмысление инвазивных методов в «Совете, как противостоять чуме» Марсилио Фичино

270–300

 193 KB

Платонизм: интерпретации и рецепции в XX веке

Косякова В. А.

Пролетарская «неоикона»: метафизический свет электричества на картине «Восстание» Климента Редько

301–311

 409 KB

Гравин А. А.

Типология мифов А.Ф. Лосева: реконструкция схемы и основных принципов

312–333

 369 KB

Исмиева В. М.

Отражение философских концептов и метафор Платона в романе-эпопее Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

334–355

 131 KB

Переводы и публикации

Гараджа А. В.

«Тимофей, или О демонах» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

356–389

 220 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Исмиева, Валерия Мамедовна
Университет мировых цивилизаций им. В.В. Жириновского

Отражение философских концептов и метафор Платона в романе-эпопее Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

Keywords: платоновская метафора пещеры, Дж.Р.Р. Толкин, «Властелин Колец», симулякр, тирания, этика
Философичный эпос-фэнтези Толкина — это многослойный метафорический текст, предоставляющий богатые возможности как для различных аллюзий, так и для интерпретаций, в результате чего он неоднократно подвергался анализу с позиций различных гуманитарных дисциплин (психологии, религиоведения, филологии, философии). Наибольшее внимание в статье уделено интерпретации Толкином платоновской метафоры пещеры. В романе образ пещеры сквозной, его основной смысл — обозначение и символизация этапов преодоления собственных заблуждений главными героями (Фродо, его друзьями, Гэндальфом и др.), что связано с повышением осознанности выбора и этического энтузиазма. Темы пещеры и магического артефакта Гига в толкиновском дискурсе тесно переплетены, что усиливает проблематизацию отказа от захвата господства и невозможность самопознания и принятия истины без следования этическим принципам; согласно тексту Толкина, отсутствие понимания и поддержания этой связи неизбежно приводит к тирании, безумию и смерти. В то же время противопоставление добра и зла приобретает в романе новый оттенок бинарной оппозиции живого-неживого, подлинного-неподлинного в связи с интерпретацией созданий Саурона и его самого как своего рода симулякров. Прослеживаются также некоторые параллели с текстами Платона: композиционным построением «Государства» (начало и конец рассказа о путешествии Фродо), элементами видения Эра (в связи с исчезновением и преображением Гэндальфа), рассуждениями Гэндальфа в духе сократического диалога и некоторые другие. Отмечена инверсия метафоры философского путешествия: ради восстановления справедливости и спасения жизней обитателей Средиземья Фродо и хранители Кольца совершают не восхождение, но нисхождение в инфернальные слои бытия, однако это сопровождается их этическим ростом.
 
 
Назад к оглавлению