|
Павлюченков, Николай Николаевич Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет
Платонизм и христианство в философско-богословском наследии П.А. Флоренского
|
|
Keywords:
Флоренский, платонизм, христианство, память, идея, Florensky, Platonism, Christianity, memory, idea
|
В статье рассматриваются вопросы, связанные с наличием элементов платонизма в религиозно-философском и богословском наследии П.А. Флоренского. Флоренский чрезвычайно высоко ценил Платона и утверждал, что платонизм есть основа, центральная линия всего движения человеческой мысли, которое, в конечном итоге, привело человечество к принятию Божественного Откровения христианства. Отмечаются те важные особенности платонизма, которые прежде всего привлекли внимание Флоренского и имели решающее значение в преодолении личного духовного кризиса, пережитого им в 1899-1900 гг. Учение Платона о вечных идеях явилось для Флоренского обоснованием его личного опыта, в котором обнаруживалась реальность сверхэмпирического мира и наличие объективной Истины. Но в целом платонизм был во многом именно интерпретирован Флоренским в соответствии с его личным опытом и некоторыми своими изначальными убеждениями. К таким интерпретациям относится, в частности, важное для Флоренского противопоставление Платона и Канта как соответственно «культового», общечеловеческого и «вне-культового», свойственного Новому времени, мировоззрений. Также Флоренский представил платоновские идеи как обладающие личностным бытием вечные идеальные «корни» сотворенного Богом мира. И новоевропейские понятия «монады» и личности, и даже христианское учение об Образе Божием в человеке Флоренский воспринимал как концепции, исходящие из платонизма. В целом, восприятие Флоренским исторического платонизма можно выразить его образом «цветка народной души», который был оплодотворен христианским Откровением. И в этом смысле платонизм, с точки зрения Флоренского, явился как «земное», народное, общечеловеческое основание христианства.
|
|
|
|
|
|
|