|
Вишняков, Владимир Петрович Российский государственный гуманитарный университет
Апофатический метод в «Пире»: между аферезой и апофазой
|
|
Keywords:
Платон, «Пир», апофазис, афайрезис, Высшее Благо, бытие, Плотин, Дамаский, Дионисий Ареопагит, негативная теология
|
В статье рассматривается история апофатического метода в платонической и неоплатонической философии. Апофатический метод предполагает использование двух типов систематического отрицания на пути познания Абсолюта. Первый из них - афереза - был сформулирован во времена Платона и Аристотеля. Он представляет собой полностью рациональный процесс восхождения от сложного сущего к простому, используя систематическое определение идей, формирующих познаваемую реальность. Исторический обзор начинается с Парменида, который первым в истории сформулировал тождество сущего и мыслимого. В соответствии с пониманием Парменида, познаваемость является самим смыслом существования. Таким образом, бытие полностью постигается мышлением, а мышление полностью постигает бытие. Далее, в философии Платона бытие понимается уже как совокупность множества неизменных идей - и видимые изменчивые вещи являются их отражениями. Сущие и познаваемые вещи имеют один источник~- высшее Благо. Так как высшее Благо обеспечивает познаваемость и существование вещей, а также устанавливает смысл идей и всего космоса, Оно находится за пределами всего этого. Различие (инаковость или неподобие), входящее в систему идей, позволяет сформулировать рациональный и научный метод осмысления источника всего познаваемого. Согласно аферетическому методу, мы переходим от сложного к простому, отрицая предикаты, которые были добавлены. В этом процессе присутствует не только негативный аспект (отсечение телесности), но и положительный - интеллектуальная интуиция атомов смысла (идей). Затем этот метод сравнивается с апофатическим методом, который можно извлечь из текстов языческих и христианских неоплатоников (Плотина, Дамаския и Дионисия Ареопагита). Апофатический метод объясняется как транс-интеллектуальное схватывание Абсолюта, которым отрицается возможность научного знания о Боге. Оба метода связаны между собой. В качестве примера, иллюстрирующего эту связь и возможность возникновения одного из другого, рассматривается диалог Платона «Пир». Основой связи оказывается неоднозначность понимания самим Платоном Высшего Блага. С одной стороны, Оно названо высшей идеей среди существующих, а с другой стороны, Высшее Благо является трансцендентным по отношению к познаваемому сущему. Любовь рассматривается в качестве еще одной причины, устанавливающей связь между двумя видами метода отрицаний, и как движущая сила, которая инициирует весь процесс поиска и исследования Высшего Блага.
|
|
|
|
|
|
|