|
Даровских, Андрей Александрович Университет штата Нью-Йорк в Бингемтоне
Этиология соединения души и тела в эмбриологии Немесия Эмесского
|
|
Keywords:
Немесий Эмесский, Гален, Порфирий, эмбриология, этиология, соизволение, Nemesius of Emesa, Galen, Porphyry, embryology, aetiology, nature, consent, ruling agency
|
В центре внимания автора - вопрос о причине соединения души с телом в контексте эмбриологического учения Немесия Эмесского. На первый взгляд может показаться, что для Немесия как христианского мыслителя вопрос о причинах и способе соединения души и тела решается в строго теологическом дискурсе, однако в действительности понятиям τρόπος и αἰτία он посвящает довольно незначительную часть своего рассуждения. Кроме того, небольшое замечание в самом конце третьей главы заставляет нас усомниться в преобладании в трактате «О природе человека» теологического толкования причин соединения души и тела. Для Немесия соответствующий раздел его учения предполагает ответы на два вопроса: 1) что является причиной нисхождения предсуществующей души в тело? 2) как происходит это соединение? На основании текстологического анализа делается вывод, что у Немесия существует два дискурса понимания этиологии соединения души и тела: 1) природа как причина и 2) соизволение/провидение как причина. Для решения вопроса о легитимности применения того или иного дискурса в конкретном аспекте учения об эмбриологии автор выдвигает гипотезу, что согласно Немесию причиной нисхождения предсуществующей души в тело, является божественное соизволение, тогда как за механизм соединения умопостигаемой и телесной сущностей, которые формируют конкретного индивидуума, отвечает природа. Первое предположение доказывается при помощи рассмотрения изложенных в других главах трактата учений о соизволении и провидении, согласующихся с христианской ортодоксией. Второе положение гипотезы выводится из схожести понимания данного вопроса в медицинских и философских трактах предшествующего Немесию периода, которые оказали большое влияние на его эмбриологические взгляды.
|
|
|
|
|
|
|