«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 20 (2024 / 1)

Платон и платоноведение

Алиева О. В.

Новая количественная модель Платоновского корпуса 1: Pseudoplatonica: проблемы происхождения и датировки

11–39

 203 KB

Протопопова И. А.

«Протагор» и «Пир» Платона: литературные переклички и философские пересечения (часть 1)

40–78

 208 KB

Глушко С. П., Тарабанов Н. А.

Дилемма Евтифрона и критика антиреализма

79–100

 127 KB

Карсеев А. А.

Τἀγαθόν в «Государстве» Платона и проблема его запредельности

101–128

 2 MB

Галанин Р. Б., Волкова Н. П.

Кинед и (транс)гендерная субъективность: к интерпретации диалога «Горгий», 494e

129–160

 195 KB

Мочалова И. Н.

Субъект воспитания в Афинах IV века до н.э.: идеалы и практика

161–179

 123 KB

Рецепции платонизма

Литвин Т. В.

Исторический нарратив и символизм чисел в поздней античности

180–199

 142 KB

Курдыбайло Д. С., Шмонин Д. В.

О возможном источнике «неподобных подобий» у Псевдо-Дионисия

200–218

 311 KB

Ноговицин О. Н.

Одновременность соотнесенных: Аристотель, неоплатонические комментаторы и Георгий Гемист Плифон

219–247

 162 KB

Семиколенных М. В.

«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In calumniatorem Platonis Виссариона Никейского

248–269

 149 KB

Гурьянов И. Г.

Хирургия и эпидемии: осмысление инвазивных методов в «Совете, как противостоять чуме» Марсилио Фичино

270–300

 193 KB

Платонизм: интерпретации и рецепции в XX веке

Косякова В. А.

Пролетарская «неоикона»: метафизический свет электричества на картине «Восстание» Климента Редько

301–311

 409 KB

Гравин А. А.

Типология мифов А.Ф. Лосева: реконструкция схемы и основных принципов

312–333

 369 KB

Исмиева В. М.

Отражение философских концептов и метафор Платона в романе-эпопее Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец»

334–355

 131 KB

Переводы и публикации

Гараджа А. В.

«Тимофей, или О демонах» Михаила Пселла (перевод и комментарии)

356–389

 220 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Семиколенных, Мария Владимировна
Социологический институт Российской академии наук — филиал ФНИСЦ РАН

«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In calumniatorem Platonis Виссариона Никейского

Keywords: неоплатонизм, Троица, Виссарион Никейский, Георгий Трапезундский
Споря о сравнительных преимуществах учений Платона и Аристотеля, греческие интеллектуалы XV века задавались вопросом, насколько близко философы древности подошли к постижению христианских истин, и можно ли найти в их наследии какие-либо элементы, напоминающие учение о триедином (или хотя бы едином) Боге. Статья посвящена трактовке этого вопроса в сочинении «Против клеветника на Платона» (In Calumniatorem Platonis) Виссариона Никейского, посвятившего много страниц опровержению заявления своего противника, Георгия Трапезундского, будто бы Аристотель посредством одного лишь природного разума сумел постичь Троицу. В рассуждениях Виссариона можно проследить две линии: условно «гуманистическую» (относящиеся к ней доводы изложены по большей части во второй книге сочинения) и «схоластическую» (развивая которую в третьей книге, Виссарион опирался на заметки, Notata, написанные для него ученым доминиканцем Джованни Гатти), различающиеся не только содержательно, но и стилистически. Если «схоластическая» критика направлена в первую очередь против попыток Георгия использовать для обоснования своего заявления учение о «следах Троицы» (vestigia Trinitatis), а ее текст структурирован по правилам quaestio disputata, то «гуманистическая» часть практически полностью посвящена доказательству неправомерности использования в качестве довода в пользу наличия у Аристотеля учения о Троице известного фрагмента «О небе» (Cael. 268a7–17), причем Виссарион широко использует способы аргументации, весьма напоминающие методы работы его современников, филологов-гуманистов: сопоставление различных текстов, обсуждение более или менее точных переводов отдельных слов и выражений, принятие во внимание более широкого культурного и исторического контекста и т.д.
 
 
Назад к оглавлению