«Платоновские исследования» — международный научный журнал
 

Платоновские исследования – Вып. 22 (2025 / 1)

Платон и платоноведение

Протопопова И. А.

«В себе» и «вне себя»: об очищении души в «Федоне» (79d1)

12–22

 99 KB

Цуккетти Н., Лавилья де Лера Д.

Платон и сложный γένος «Софиста»

23–39

 136 KB

Шемякина М. А.

Поэтика повествования в диалоге Платона «Кратил»

40–57

 136 KB

Минак В. С.

Пещера, беседа, самопознание: VII книга «Государства» и возможные позднеантичные «новации» в «Алкивиаде I»

58–69

 93 KB

Рецепции платонизма

Курдыбайло Д. С.

Платоновские мифы в истолковании Плотина: содержание и метод

70–94

 144 KB

Галанин Р. Б.

Рецепция образа Сократа в философии ранней Стои: критический взгляд

95–117

 141 KB

Семенов В. Е.

Учение об идеях у Платона и Канта

118–151

 177 KB

Тихеев Ю. Б.

Платон в европейской философской культуре от романтизма до конца XIX в.

152–168

 113 KB

Курбатов А. Г.

Гранатовое зернышко: Феофил Антиохийский и Платон

169–178

 82 KB

Колесников И. Д.

К вопросу об авторстве идеи «уподобления богу» (Stob. 2.7.3f)

179–197

 143 KB

Платонизм в русской философии

Гравин А. А., Анохина Ю. Ю.

Дистинкция εἶδος и ἰδέα в тезаурусе философии «раннего» А.Ф. Лосева

198–217

 225 KB

Переводы и публикации

Иванова Ю. В.

Джованни Пико делла Мирандола. «Особый комментарий к Канцоне о любви Джироламо Бенивьени». Строфы I-IV (перевод и комментарий)

218–262

 248 KB

Гараджа А. В.

«Введение к Платонову Иону, или О поэтическом неистовстве» Марсилио Фичино (текст, перевод и комментарии)

263–281

 191 KB

In memoriam

Светлов Р. В.

Памяти Томаса Мора Робинсона (11 апреля 1936, Хоутон-ле-Спринг - 23 апреля 2023, Париж)

282–285

 56 KB
 
 
Предыдущая статья Аннотация статьи Следующая статья

Колесников, Илья Дмитриевич
Саратовская государственная юридическая академия; Саратовская государственная консерватория

К вопросу об авторстве идеи «уподобления богу» (Stob. 2.7.3f)

Keywords: homoiōsis theōi, пифагореизм, Сократ, Платон
Стобей (2.7.3f) цитирует сочинение «О телосе», в котором сказано, что платоновскую идею «уподобления богу» (ὁμοίωσις θεῷ) предвосхитили Сократ, Пифагор и Гомер. Гомеровская формула ἴχνια βαῖνε θεοῖο не может претендовать на статус источника платоновского учения. Затем автор «О телосе» обращается к «Пифагоровой» формуле ἕπου θεῷ, однако первое упоминание этой формулы в лучшем случае принадлежит Дикеарху, и обычно ее приписывали не Пифагору, а «семи мудрецам». На пифагорейский исток идеи уподобления богу может указывать другая формула: ἀκολουθεῖν τῷ θεῷ; но у нас нет оснований отнести ее к пифагорейцам до Платона (ее мог цитировать Аристоксен, но и это маловероятно). Эта формула (как и ἕπου θεῷ) становится популярной лишь в I в. до н.э. Еще один аргумент в пользу пифагорейцев отсылает к фразе «люди становятся подобны богам, когда совершают благодеяния и говорят правду» (εὐεργετεῖν καὶ ἀληθεύειν); но это было общим местом, а среди авторов числились и другие философы и ораторы. Таким образом, ни одно из трех предположений о пифагорейском источнике не подтверждается. Иначе обстоит дело с Сократом: на основании свидетельств Ксенофонта мы установили, что Сократ объединил учения предшественников - Анаксимена, Анаксагора и Архелая - и привел их к схеме: человеческая душа причастна божественному посредством νοῦς. Кроме того, Сократ был первым, кто перенес идею уподобления богу в этическую плоскость (X. Mem. 1.6.10): тот, кто ни в чем не нуждается, становится подобен богу.
 
 
Назад к оглавлению