|
Семиколенных, Мария Владимировна Социологический институт Российской академии наук — филиал ФНИСЦ РАН
«Превосходно рассуждал о божественной Троице»: вопрос о триедином божестве в In calumniatorem Platonis Виссариона Никейского
|
|
Keywords:
неоплатонизм, Троица, Виссарион Никейский, Георгий Трапезундский
|
Споря о сравнительных преимуществах учений Платона и Аристотеля, греческие интеллектуалы XV века задавались вопросом, насколько близко философы древности подошли к постижению христианских истин, и можно ли найти в их наследии какие-либо элементы, напоминающие учение о триедином (или хотя бы едином) Боге. Статья посвящена трактовке этого вопроса в сочинении «Против клеветника на Платона» (In Calumniatorem Platonis) Виссариона Никейского, посвятившего много страниц опровержению заявления своего противника, Георгия Трапезундского, будто бы Аристотель посредством одного лишь природного разума сумел постичь Троицу. В рассуждениях Виссариона можно проследить две линии: условно «гуманистическую» (относящиеся к ней доводы изложены по большей части во второй книге сочинения) и «схоластическую» (развивая которую в третьей книге, Виссарион опирался на заметки, Notata, написанные для него ученым доминиканцем Джованни Гатти), различающиеся не только содержательно, но и стилистически. Если «схоластическая» критика направлена в первую очередь против попыток Георгия использовать для обоснования своего заявления учение о «следах Троицы» (vestigia Trinitatis), а ее текст структурирован по правилам quaestio disputata, то «гуманистическая» часть практически полностью посвящена доказательству неправомерности использования в качестве довода в пользу наличия у Аристотеля учения о Троице известного фрагмента «О небе» (Cael. 268a7–17), причем Виссарион широко использует способы аргументации, весьма напоминающие методы работы его современников, филологов-гуманистов: сопоставление различных текстов, обсуждение более или менее точных переводов отдельных слов и выражений, принятие во внимание более широкого культурного и исторического контекста и т.д.
|
|
|
|
|
|
|